В периодической таблице появится новый элемент

• 11 июня 2009
Периодическая система элементов
Image caption Периодическая система станет на один элемент длиннее

В известной каждому школьнику периодической системе элементов появится новый сверхтяжелый элемент 112.

Более чем через десять лет после того, как в ходе опытов группа немецких физиков получила единственный атом этого вещества, ее открытие получило признание.

Теперь ученым дармштадтского Общества по исследованиям с тяжелыми ионами под руководством Зигурда Хоффмана предстоит дать новому элементу имя, и он будет официально внесен в таблицу Менделеева.

Ученые разных стран мира продолжают стремиться к открытию все новых сверхтяжелых элементов.

Профессор Хоффман занимается этим с 1976 года.

Ему и его коллегам уже удалось синтезировать элементы с атомными числами от 107 до 111.

Эти элементы известны как "сверхтяжелые": их порядковые номера означают число протонов, которые вместе с нейтронами дают основную массу атома.

Для синтезирования элемента 112 группа профессора Хоффмана использовала 120-метровых ускоритель частиц, в которым атомы свинца были подвергнуты бомбардировке пучком ионов цинка.

Image caption Мощные ускорители используются для получения новых элементов

В ходе эксперимента было достигнуто слияние - или синтез - ядер двух элементов и получен новый элемент.

Эти большие и тяжелые ядра очень неустойчивы, они начинают распадаться через очень короткое время после образования - в данном случае через тысячные доли секунды.

В ходе распада происходит высвобождение энергии, которую и измеряют ученые для определения размеров нового ядра.

Но успех в ходе таких опытов приходит нечасто, и ученым необходимы все более мощные ускорители для более продолжительных экспериментов по синтезированию этих чрезвычайно нестабильных, неустойчивых элементов.

Путь немецких ученых к признанию был долгим: их открытие должно было получить независимое подтверждение, а элемент 112 - официально зарегистрирован Международным союзом чистой и прикладной химии (IUPAC).

IUPAC дал элементу временное название - унунбий - от латинского "ununbi", т.е. "один-один-два". Группа Зиберта Хоффмана должна дать элементу официальное название. Список вариантов пока держится в секрете.

Сотрудничество

Ученые в России, США и Японии принимают участие, по словам Хоффмана, в "дружеском соревновании" по получению новых, все более тяжелых элементов.

В 2006 году российские конкуренты профессора Хоффмана в дубненском Объединенном институте ядерных исследования (ОИЯИ) заявили об успехе в синтезировании элемента 118. Он был получен в ходе бомбардировки атомов калифорния пучком ионов кальция.

Как сообщил Би-би-си профессор Хоффман, "мы подтвердили некоторые из этих результатов".

А сам он уже ставит себе следующую задачу: "Мы провели ряд аналогичных экспериментов для синтезирования элемента 120. Пока мы его не видели, но верим, что он существует, и с достаточно долгим периодом облучения мы сможем его получить".

"Конечно, это гонка, и всегда приятно оказаться первым", - говорит профессор Хоффман.