Исследование Рейтер говорит об упадке российской науки

• 27 января 2010
Обложка доклада Thomson Reuters
Image caption Предыдущие исследования Thomson Reuters охватывали Китай, Бразилию и Индию

Компания Thomson Reuters опубликовала исследование, результаты которого показали, что в последние годы мировое значение российской науки существенно снизилось.

По мнению экспертов, в числе причин печального состояния дел в российской науке - политические катаклизмы, "утечка мозгов" и отсутствие интереса к научным исследованиям.

В докладе отмечается, что Россия, некогда первой запустившая в космос спутник, в настоящее время играет в мировой науке все менее значительную роль, также существенно отставая в развитии наукоемких индустрий, таких, как ядерная энергетика.

"Научно-исследовательская база в России находится в упадке, и выхода из этой ситуации не предвидится", - отмечается в докладе.

Количество публикаций

Основными факторами для оценки научного веса страны исследователи Thomson Reuters считают количество опубликованных в стране научных работ и совместных проектов российских ученых с иностранными коллегами.

Согласно докладу, за последние пять лет российские ученые опубликовали 127 тысяч работ, что составило 2,6% от общемирового количества.

"Для сравнения - это больше, чем в Бразилии (102 тыс работ или 2,1% мирового количества), но меньше, чем в Индии (144 тыс или 2,9%), и значительно меньше чем в Китае (415 тыс работ или 8,4%)", - говорится в докладе.

Основное внимание в докладе было уделено физике, химии и - частично – сельскому хозяйству и компьютерным технологиям.

"В то время как другие страны наращивают свой научный потенциал, Россия едва удерживается на имеющемся уровне, и даже скатывается назад в областях, в которых она была исторически сильна – в таких как физика и изучение космоса", - считает один из авторов исследования Thomson Reuters Джонатан Адамс.

Положение "катастрофическое"

Среди причин, оказывающих негативное влияние на развитие науки в России, исследователи Thomson Reuters называют недостаток финансирования и стареющие кадры.

В докладе отмечается, что в 2007 году бюджеты самых престижных российских научно-исследовательских организаций составляли не более 3-5% от бюджетов сравнимых по размеру американских институтов, а средний возраст члена Российской академии наук превышает 50 лет. Согласно опросу 2006 года, лишь 1% россиян считают работу ученого престижной.

В сентябре прошлого года российские ученые обратились с письмом к президенту Медведеву, в котором говорилось, что "у России остается 5-7 лет для того, чтобы квалифицированные ученые и преподаватели старшего поколения успели передать свой опыт и знания молодежи", иначе, по мнению нескольких сот ученых, подписавших это обращение, "о планах построения инновационной экономики придется забыть".

Месяцем позже было опубликовано открытое послание Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину, авторами которого были более чем 170 российских ученых, проживающих за рубежом. Его авторы называли состояние фундаментальной науки в стране "катастрофическим".

Однако представители Российской академии наук тогда заявили, что авторы письма "чрезмерно драматизируют ситуацию".

Представители Российской академии наук говорят, что на протяжении последних лет из бюджета страны на фундаментальную науку выделялись приличные средства и все бы так и продолжалось, если бы Россию не подкосил мировой экономический кризис.

До начала кризиса правительство предполагало потратить на науку в 2010 году 269,2 млрд рублей (более 9 млрд долларов по нынешнему курсу), но в реальности было выделено 159 млрд рублей - почти в два раза меньше.

Привлекательный партнер

Thomson Reuters отмечает, что Россия может быть привлекательным партнером для научного сотрудничества с другими странами.

"Для партнеров выгоды от сотрудничества должны быть привлекательными, хотя бы исходя из исторической роли России. Однако, потенциальные партнеры должны привнести ресурсы для того, чтобы Россия могла участвовать в исследованиях", - сказано в докладе.

Сейчас Россия активнее всего сотрудничает с США, которые являются мировым лидером в области научных исследований. В период с 1999 по 2003 российские ученые больше всего сотрудничали с германскими коллегами.