Обзорный купол на орбите готовят к первым посетителям

• 17 февраля 2010

Астронавты, находящиеся на борту Международной космической станции (МКС), совершили третий выход в открытый космос. Он стал последним в рамках нынешней полетной миссии.

Американец Роберт Бенкен и уроженец Великобритании Николас Патрик провели в безвоздушном пространстве около шести часов, в течение которых они внесли последние коррективы в только что установленный модуль Tranquility.

В частности, они подготовили обзорную палубу модуля - ее называют куполом - к первому открытию.

Tranquility - последний крупный компонент в сооружении орбитальной станции. Помимо того, что он просто очень просторный, модуль еще и даст астронавтам беспрецедентную возможность наблюдать Землю и приближающиеся к МКС корабли.

Купол состоит из семи окон; диаметр срединного - 80 сантиметров. Ничего подобного до сих пор в космосе не было.

В модуле также имеется целый ряд систем жизнеобеспечения, машина для физических упражнений, туалет и пара компьютерных терминалов, предназначенных для управления механическими приспособлениями вне периметра станции.

После того как Tranquility смонтировали - это произошло в пятницу, - члены экипажа уже дважды выходили в открытый космос и занимались наладкой систем охлаждения и энергоснабжения.

При помощи руки-манипулятора МКС купол был перемещен с "темной стороны" станции, куда он был установлен перед запуском, на ту сторону, которая обращена к Земле.

В ходе последнего, третьего выхода в открытый космос Бенкен и Патрик завершили работы по монтажу Tranquility, отключили систему отопления, в которой больше нет необходимости, присоединили дополнительную систему охлаждения и установили на внешней стороне модуля шесть поручней, которые помогут совершать подобные выходы в будущем.

Термальное одеяло купола было расчленено надвое и убрано; та же участь постигла и "пусковые замки", удерживавшие жалюзи на месте и не дававшие им сдвинуться во время запуска с Земли.

В пятницу, космический челнок "Эндевор" отчалит от МКС и в воскресенье вернется на Землю.

На протяжении ближайших семи месяцев шаттлы совершат еще четыре полета на орбиту, в ходе которых доставят на станцию необходимое оборудование, после чего весь флот американских челноков будет поставлен на вечный прикол.