Велоцираптор съел собрата и окаменел

• 6 апреля 2010
Велоцираптор
Image caption Хищные динозавры, скорее всего, питались травоядными

Хищный велоцираптор был "пойман с поличным" в процессе поедания более крупного травоядного динозавра.

Палеонтологи обнаружили фрагменты окаменевших зубов велоцираптора рядом с поврежденными костями крупного травоядного протоцератопса. Об этом написал научный журнал "Палеогеография, палеоклиматология, палеоэкология".

Зубы хищника соответствуют следам на костях травоядного динозавра, и это позволяет предположить, что велоцираптор растерзал тушу протоцератопса.

Это открытие стало дальнейшим доказательством того, что хищные динозавры охотились на травоядных и поедали их.

Благодаря этой находке, новый смысл приобретает другая знаменитая окаменелость, обнаруженная учеными в 1971 году.

"Дерущиеся динозавры"

Эта фоссилия известна как "дерущиеся динозавры", она представляет собой останки велоцираптора и протоцератопса, погибших, как считается, в схватке друг с другом.

Свидетельств того, как питались хищные тероподы - например, велоцираптор и тираннозавр - у ученых очень мало. Поэтому "дерущиеся динозавры", будучи потенциальной иллюстрацией процесса охоты, представляют для науки огромную ценность.

Палеонтологи продолжают спорить по поводу этой окаменелости, и многие не исключают возможность того, что два динозавра убили друг друга.

На это указывает положение, в котором были найдены окаменевшие скелеты. Коготь велоцираптора сохранился в районе глотки более крупного травоядного протоцератопса, который, судя по всему, в свою очередь вцепился хищнику в правую лапу.

С другой стороны, существует вероятность, что велоцирапторы нечасто поедали протоцератопсов, а "окаменевшая" сцена представляет собой случайный эпизод из жизни тероподов.

Но теперь, благодаря новой находке с зубами велоцираптора и поврежденными костями протоератопса, ученые более склонны считать, что хищники поедали травоядных динозавров регулярно – либо путем растерзания их трупов, либо активно охотясь на живых протоцератопсов.

Находки в Китае

Доктор Дэвид Хоун из Китайской академии наук в Пекине нашел эту окаменелость в отложениях времен верхнего отдела мелового периода недалеко от одной из деревень во Внутренней Монголии.

До этого его коллега доктор Джона Шоанье обнаружил кости протоцератопса. Рядом с ними лежали два зуба, напоминающие зубы велоцираптора.

Велоцираптор, найденный в Китае, скорее всего, растерзал уже мертвого протоцератопса, а не убил его во время охоты.

"Следы от зубов были на челюстной кости и вокруг нее", - доктор Хоун сказал Би-би-си.

"Протоцератопсы, скорее всего, весили в несколько раз больше велоцирапторов, на них было много мяса. Зачем тогда обгладывать челюстную кость, вокруг которой мышц совсем нет - причем так сильно, что кость оказалась поцарапанной и сам хищник потерял зуб? Скорее всего, на скелете ничего другого уже не почти и не оставалось".

По словам доктора Хоуна, поведение динозавров напоминает повадки ныне живущих хищников – например, львов и шакалов, и подтверждает теорию взаимоотношений хищных и травоядных динозавров, над которой ученые размышляют уже долгое время.