Задачи по охране многообразия видов не выполнены

• 30 апреля 2010
Лесоповал в Индонезии
Image caption Уничтожение лесов в Индонезии приняло массовый характер - планета теряет свои легкие

Согласно опубликованной в журнале Science статье группы исследователей, многим странам мира не удастся обеспечить выполнение своих международных обязательство по сокращению к 2010 числа угрожаемых биологических видов.

Практически все виды и экосистемы переживают состояние упадка, а антропогенное давление на них возрастает, говорится в статье.

Обязательства на 2010 в сфере охраны эндемических видов были приняты в 2002 году, однако исследователи указывают, что их выполнение носит "плачевный" характер.

"Наш анализ свидетельствует о том, что правительства не выполнили обязательств, взятых ими в 2002 году", - заявил глава группы исследователей Стюарт Бутчарт, сотрудник Всемирного центра мониторинга дикой природы при Программе ООН по охране окружающей среды.

А согласно другому участнику исследования, Джозефу Алкамо, "с 1970 года популяции животных сократились на 30%, районы мангровых джунглей на 20%, а площадь коралловых рифов – на 40%".

Дело плохо

В исследовании учитывались более 30 параметров изменений в условиях существования биологических видов и экосистем.

И очень немногие из них указывают на то, что утрата биоразнообразия замедляется.

С другой стороны, факторы риска – утрата хабитатов, изменения климата, вторжение чуждых и вредных видов – усиливаются.

Авторы статьи указывают, что стратегия борьбы с утратой биоразнообразия просто не отвечает поставленным задачам.

Хотя около 12% земной суши находится сейчас под охраной того или иного типа, далеко не все эти территории могут считаться заповедниками.

И лишь менее 1% акватории мирового океана находится под охраной.

Экологи надеются, что обнародование этих данных побудит правительства предпринять более решительные меры по охране природы в будущем.

Ближайшая возможность для этого представится в октябре этого года, когда в Нагое в Японии состоится конвенция ООН по биологическому разнообразию.

На ней будет рассматриваться вопрос о выполнении целей, намеченных на 2010 год. Новые меры должны быть направлены на сокращение антропогенного давления на экосистемы и отдельные виды – например, в области эксплуатации сельскохозяйственных угодий, загрязнения окружающей среды и противодействия неконтролируемому росту городов.

"Мировые лидеры приняли решительные меры по борьбе с экономическим кризисом", - говорит Саймон Стюарт, глава комиссии по выживанию видов при Международном союзе охраны природы.

"Нам требуется решимость в деле охраны биологического разнообразия, которая была на таком же уровне, не говоря уже о масштабах инвестиций".