Телескоп "Гершель" обнаружил массивную протозвезду

• 7 мая 2010
Туманность RCW 120
Image caption Массивная протозвезда видна как пятнышко в нижней части снимка

Гигантская молодая звезда, во много раз превышающая по массе Солнце, вместе с окружающим ее облаком газа и пыли попала в поле зрения орбитального телескопа "Гершель".

Этот объект, получивший астрономическое обозначение RCW 120, был сфотографирован камерами телескопа всего за несколько дней до первой годовщины начала его работы.

Инфракрасные детекторы космической обсерватории настроены на обнаружение относительно холодного вещества, из которого рождаются звезды.

Подобные изображения помогут космологам понять, как формируются гигантские звезды.

Проблемы космологии

В данном случае эта массивная звезда, возраст которой составляет, возможно, всего несколько десятков тысяч лет, и в которой еще не начались термоядерные реакции, видна на снимке в качестве бледной точки в нижней части туманности.

Несмотря на свою молодость, эта протозвезда имеет массу, в 8-10 раз превышающую массу Солнца, и окружена облаком, в котором содержится примерно в 200 раз больше вещества, чем в Солнечной системе.

Если газ и пыль из этого облака будут и дальше падать на протозвезду, она может зажечься и превратиться в одну их ярчайших гигантских звезд нашей галактики – Млечного пути.

"Именно массивные звезды контролируют динамическую и химическую эволюцию галактики", - говорит доктор Анни Завагно из Астрофизической лаборатории в Марселе.

"Массивные звезды порождают такие тяжелые элементы как железо и выталкивают их в межзвездное пространство. И поскольку они заканчивают свою жизнь в огне взрыва сверхновой, они наполняют галактическое пространство энергией", - продолжает Ании Завагно.

Данная массивная звезда, зафиксированная телескопом "Гершель", обязана своим рождением другой, невидимой звезде, излучение которой и сформировало облик этого газового облака. Пелена газа и пыли, на которое давит ее излучение, повысила плотность вещества в окружающем пространстве, способствуя возникновению новых звезд.

Поправки в теорию

Существующие теории образования звезд не могут объяснить факт существования звездных объектов с массой, превышающей массу Солнца более чем в 10 раз. Жесткое излучение, испускаемое такими звездами, должно сдувать окружающие их облака газа и пыли, ограничивая таким образом их рост.

Image caption "Гершель" видит дальше и больше, чем его знаменитый предшественник "Хаббл"

И при этом астрономам известны звезды с массой в 120 и более раз больше, чем Солнце.

Уникальные возможности орбитальной обсерватории "Гершель", которая работает в инфракрасном и субмиллиметровом диапазонах (55-672 микрон), означают, что она может наблюдать физические процессы, недоступные другим телескопам.

Например, телескоп "Хаббл", который работает в оптическом диапазоне, не может фиксировать такие подробности, которые видит "Гершель".

Ученые надеются, что полученные с помощью нового телескопа данные помогут им внести поправки в теоретические модели эволюции галактик.

Европейская обсерватория "Гершель" стоимостью более 1 млрд. евро была запущена 14 мая прошлого года.

Она была выведена на вытянутую эллиптическую орбиту вокруг Земли для создания необходимых условий для наблюдения за дальними космическими объектами.