Яблоня Исаака Ньютона отправится в космос

• 11 мая 2010
Кусочек ствола яблони из сада Исаака Ньютона
Image caption История о яблоке принадлежит самому Ньютону, который не раз рассказывал ее в кругу друзей

Фрагмент ствола знаменитой яблони, принадлежавшей британскому математику Исааку Ньютону, отправится на околоземную орбиту на борту американского шаттла.

Это та самая яблоня, с которой упало яблоко, побудившее Ньютона задуматься о природе силы тяжести и гравитации.

Кусочек древесины, который хранится в архиве британского Королевского общества, будет временно передан астронавту доктору Пирсу Селлерсу, который родился в Британии.

Селлерс включен в состав экипажа корабля "Атлантис", который стартует с мыса Канаверал 14 мая.

Его полет, рассчитанный на 12 суток, станет последним в жизни этого корабля многоразового использования.

В этом году Королевское общество, которое выполняет в Британии функции академии наук, отмечает 350 лет своего основания.

Доктор Селлерс возьмет с собой в полет также и портрет сэра Исаака Ньютона, который был подарен ему Королевским обществом.

Пирс Селлерс был отобран в команду астронавтов НАСА еще в 1996 году. По его словам, он и другие члены экипажа "гордятся тем, что им оказана честь доставить на орбиту этот кусочек истории".

"Я уверен, что сэр Иссак был бы очень доволен таким экспериментом, потому что он доказывает, что первый закон Ньютона справедлив", - сказал астронавт.

Законы движения

Image caption Потрет сэра Исаака Ньютона тоже совершит полет в космос

Сэр Исаак Ньютон вошел в историю как гениальный математик и физик, автор фундаментального труда "Математические начала натуральной философии", в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Он разработал дифференциальное и интегральное исчисление, теорию цвета и многие другие математические и физические теории.

Впервые упоминание о яблоке, которое навело Ньютона на размышления о законах движения физических тел, содержится в книге ученого Уильяма Стакли "Воспоминания о жизни сэра Исаака Ньютона", первой биографии Ньютона, вышедшей в 1752 году.

Ньютон рассказал своему другу Стакли, что это произошло с ним в 1666 году, когда из-за бушующей в Европе эпидемии чумы ему пришлось покинуть закрытый Кембриджский университет и вернуться в свой дом в графстве Линкольншир, в саду которого он любил размышлять.

В то время его занимал вопрос о том, почему Луна вращается вокруг Земли. По словам ученого, именно упавшее яблоко натолкнуло его на мысли о всемирном тяготении, и после этого случая он провел несколько лет, пытаясь обосновать свое открытие.

Праздник науки

После завершения полета "Атлантиса" экспонаты – портрет и фрагмент ствола яблони – будет возвращены в архив Королевского общества.

Нынешний президент Королевского общества лорд Рис заявил, что "горд тем, что такой исключительный по своему значению экспонат, являющийся частью истории всемирной науки, совершит полет в космос".

По его словам, этот фрагмент ствола яблони и портрет сэра Исаака Ньютона станут центром экспозиции, которая откроется в этом году в Лондоне и будет посвящена юбилею Британского Королевского общества.

Закон всемирного тяготения был открыт Исааком Ньютоном в 1667 году на основе анализа движения планет. Закон гласит, что все тела взаимодействуют друг с другом с силой, прямо пропорциональной произведению масс этих тел и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.