Телескопу "Хаббл" - 20 лет

• 23 мая 2010

Исполнилось 20 лет со дня запуска космического телескопа "Хаббл", названного так в честь виднейшего американского астронома Эдвина Хаббла, автора теории расширяющейся Вселенной.

Этот телескоп с его весьма драматической историей стал символом бурного роста наших знаний о Вселенной, которая оказывается куда более сложной, чем предполагалось еще четверть века назад.

Image caption Космический телескоп обращается по полярной орбите на расстоянии 600 км от Земли

25 апреля 1990 года началась жизнь этого удивительнейшего научного прибора, когда-либо созданного человечеством. Астронавты на борту американского шаттла "Дискавери" вывели с помощью манипулятора телескоп "Хаббл" из грузового отсека, отправляя его в свободной полет по орбите высотой почти 500 км.

Двадцать лет назад все начиналось с больших неприятностей. Когда в мае 1990 года астрономы взглянули на первые изображения, полученные с телескопа, они были неприятно поражены их нечеткостью и размытостью.

Оказалось, что в главном зеркале телескопа диаметром более 4 метров имеется дефект - его правильная параболическая форма была нарушена, и это приводило к расфокусировке всей сложной оптической системы телескопа.

Image caption Галактика М104 или Сомбреро имеет в своем центре темное пылевой облако, скрывающее черную дыру

Долгое время казалось, что все потеряно, и первоначальные затраты на сооружение телескопа в размере 1,5 млрд долларов должны быть списаны. Однако все изменилось в 1993 году, когда астронавты, прибывшие на орбиту на шаттле "Эндевор", сумели установить на телескоп корректирующие линзы и вернули его в строй.

Но "Хаббл" не был первым космическим телескопом.

Еще в 1982 году в Советском Союзе была выведена на эллиптическую орбиту космическая обсерватория "Астрон", которая работала в рентгеновском и ультрафиолетовом диапазонах. Но она никогда не была рассчитана на получение изображений в оптическом диапазоне, которые пошли непрерывным потоком с борта "Хаббла" после коррекции, и которые сыграли такую огромную роль в популяризации астрономии и космологии.

Image caption Телескоп зафикисировал разлетающиеся газовые оболочки звезды V838 Monocerotis всего через три года после взрыва сверхновой.

Изображения, полученные с космического телескопа "Хаббл", известны каждому. Эти поразительные фотографии сталкивающихся галактик и планетных туманностей, экзопланет и астероидов стали сквозной темой всех триумфальных историй о достижениях науки в целом и особенно космологии в конце XX и начале XXI века.

Только с его помощью ученым удалось установить более или менее точный возраст Вселенной - 13,7 миллиардов лет. Именно "Хаббл" подтвердил предположения о том, что центре большинства галактик находятся супермассивные черные дыры.

Image caption Объемная карта темной материи во Вселенной составлена на основе данных, полученных с космической обсерватории "Хаббл"

Именно "Хаббл" получил первое инструментальное подтверждение существования темной материи - таинственной формы материи, которая не излучает и не поглощает энергию, и которую можно обнаружить только по косвенным эффектам типа гравитационных линз, которые искажают свет звезд под воздействием скоплений такой материи. Профессор астрономии из университета Джона Хопкинса Рэйчел Саммервилл считает, что без фотографий "Хаббла" этого сделать не удалось бы:

"Мы догадывались о существовании темной материи вокруг скоплений галактик в течение нескольких последних лет - они были предсказаны космологами-теоретиками. Но "Хаббл" впервые показал нам реально существующие гравитационные линзы, которые прямо доказывают существование этой таинственной формы материи".

Image caption В системе звезды Фомальгаут впервые непосредственно наблюдалась крупная планета

"На основании этих изображений сейчас составлена трехмерная карта распределения темной материи в нашей Вселенной, которая свидетельствует, что эти скопления представляют собой нечто вроде несущей конструкции, на которой держится вся структура Вселенной, какой она нам известна. Это - настоящая революция в космологии", - с гордостью поясняет профессор Саммервил.

Первые непосредственные изображения экзопланет, обращающихся вокруг отдаленных от нашей Солнечной системы звезд - это лишь одно из достижений, которые стали по силам космическому телескопу, и которые невозможно повторить с помощью земных обсерваторий.

Image caption Крабовидная туманность является остатком взрыва сверхновой, которой произошел в 1024 г н.э. и наблюдался китайскими и японскими астрономами

Все это сделало астрономию и космологию увлекательными областями знания, которые привлекают внимание широкой общественности. Как считает профессор астрономии из Кембриджского университета Пол Мердин, автор книги "Тайны Вселенной":

"400 лет назад Галилей впервые взглянул на звездное небо через окуляр телескопа и это перевернуло все представления человечества об окружающем мире. Телескоп "Хаббл" сделал то же самое - список открытий, связанных с его именем, исключителен. И как астроном я считаю себя живущим в эпоху "Хаббла".

Image caption Облака пыли и газа в туманности Карина, из которых формируются молодые звезды

После четырех посещений астронавтами, каждое из которых продлевало его жизнь, космический телескоп "Хаббл" прослужит, если все пойдет гладко и дальше, еще примерно четыре года - где-то в октябре 2014 года его планируется отправить на покой. К тому времени его гироскопы и солнечные батареи так износятся, что восстанавливать их далее будет очень сложно.

Ему на смену придет другой космический телескоп, сооружение которого заканчивается в лаббораториях НАСА - гигантский "Джеймс Уэбб", возможности которого будут превышать потенциал "Хаббла" многократно. Но вот удастся ли ему сыграть столь же значительную роль в расширении научного кругозора человечества - это пока остается под вопросом.