Последнее обновление: пятница, 21 мая 2010 г., 16:33 GMT 20:33 MCK

Синтетическая живая клетка: вопросы и ответы

Клетка

Новыми клетками полностью управляет искусственный геном

Американские ученые синтезировали живую клетку с искусственным ДНК. Этот эксперимент, который многие ученые назвали прорывом в науке, стал шагом на пути к созданию новых форм жизни. Би-би-си отвечает на некоторые вопросы, связанные с этим неоднозначным открытием.

Нажать Схема эксперимента

Ученым удалось создать искусственную форму жизни?

Не совсем. Исследователи называют результат своего эксперимента гибридной живой клеткой. Живая, уже существующая клетка была использована в качестве реципиента генома, который создали искусственно. Строго говоря, в этом эксперименте только геном - хромосомный набор в клетке - полностью синтезирован человеком.

Нажать Ваше мнение

По словам ученых, полученная клетка бактерии - первая форма жизни, которая полностью контролируется искусственной ДНК.

Для создания новой хромосомы - хранилища генетической информации, необходимого для функционирования клетки, - исследователи использовали живые организмы.

Для проигрывания необходимо включить поддержку Java-скрипта и установить новую версию Flash

Запустить в Real Player или Windows Media Player

Сконструированные химическим путем блоки ДНК ученые внедрили в клетки дрожжей - там блоки соединились в законченную бактериальную хромосому.

Что ученые собираются делать с этими синтетическими бактериями?

В данном случае созданные клетки - лишь копии уже существующих в природе бактерий. Однако этот эксперимент доказывает, что человек может создать живую клетку с искусственной хромосомой.

Нажать Письма со всего мира

Нажать Доктор Крейг Вентер и его коллеги надеются использовать эту технологию для создания новых бактерий "с нуля" - клеток, которые могли бы обладать полезными свойствами.

Вентер и его команда уже работают с фармакологическими и топливными компаниями над созданием хромосом для бактерий, которые смогли бы производить топливо или новые вакцины.

Эти исследователи говорят, что надеются в конечном итоге "построить" бактерию, которая бы поглощала углекислый газ.

Можно ли аналогичным образом синтезировать более сложные организмы, такие как растения или животные?

В теории - да. Однако сейчас ученые ставят перед собой задачу создавать клетки бактерий. Это идеальные кандидаты на воспроизводство, потому что они обладают потенциалом вырабатывать полезные для человека вещества.

Доктор Вентер полагает, что такие "сделанные на заказ" бактерии могут привести к "новой промышленной революции".

В терминах генетики бактерия - это самый примитивный организм. Они, как правило, имеют одну кольцевую хромосому. Для сравнения: в каждой клетке человека содержится 23 пары значительно более крупных, линейных хромосом. То есть в геноме бактерии меньше информации, и ученым легче расшифровать и воссоздать ее.

Крейг Вентер полагает, что техника копирования и вживления генома в клетку может быть распространена и на высшие организмы, такие как растения. Однако ученым понадобятся годы, чтобы понять, как сконструировать такие сложные геномы.

Какие риски несет с собой возможность создания "рукотворных" организмов? И насколько это этично?

Критики проекта обвиняют Крейга Вентера и его коллег в желании "поиграть в Бога": многие считают, что человек не должен брать на себя роль демиурга и пытаться создать новые формы жизни.

Также существуют опасения по поводу безопасности технологии эксперимента.

Это, конечно, очень важное открытие с точки зрения философии, так как оно может изменить представление о себе

Юлия Егорова, профессор Университета Дарема

Профессор Джулиан Савулеску из Центра практической этики при Оксфордском университете говорит, что потенциал этих исследований проявится "в отдаленном будущем". "Но и риски тоже беспрецедентны, - отмечает он. - Нужны новые стандарты оценки рисков такого рода радикальных исследований и защиты от нецелевого их использования в военных или террористических целях".

Однако, по словам Вентера, он сам поощряет дискуссии о регулировании этой сферы науки и этических нормах его деятельности.

"В 2003 году, когда мы произвели первый синтетический вирус, он стал объектом пристального рассмотрения в смысле этичности его использования и прошел все ступени, вплоть до Белого дома", - заявил Вентер.

Как это открытие повлияет на философские представления о мире?

Юлия Егорова, социокультурный антрополог из британского Университета Дарэма, изучающая этические аспекты генетики, согласна с утверждением, что потенциально это открытие может привести к новой промышленной революции.

Запустить в Real Player или Windows Media Player

"Но это, конечно, еще и очень важное открытие с точки зрения философии, так как оно может изменить наше представление о себе, - говорит она. - Я могу себе представить, что теологи и философы уже, наверное, ведут дискуссии о том, как это открытие повлияет на наше представление о мире и на нашу этику".

В этой связи эксперт отсылает к мнению Джеймса Уотсона, Фрэнсиса Крика и Мориса Уилкинса, получивших Нобелевскую премию за открытие структуры молекулы ДНК.

"Они утверждали, что жизнь фактически можно свести к химическим процессам. И я могу себе представить, что и данное открытие можно интерпретировать как триумф материализма. И безусловно, теологам и многим религиозным людям это не понравится", - говорит Егорова.

Она рассказывает, что для своих исследований по этике интервьюировала и крупных ученых-генетиков, и аспирантов - и, как правило, на вопрос о социальной ответственности ученого за свои изобретения большинство отвечали, что практическое применение их открытия - это уже дело политиков, экономистов и т.д. Работа же ученого заключается в том, чтобы двигать науку вперед.

По мнению психоаналитика Дмитрия Ольшанского, страх перед научными открытиями существовал всегда.

"За этим стоит страх потери самого себя: а что же будет со мной, если меня разложат по полочкам, посчитают на калькуляторе - и потом через 10-15 лет людей будут собирать на фабриках точно так же, как пылесосы - этот вопрос, который постоянно задают науке", - констатирует Ольшанский.

Синтез живой клетки: как это было

• Схема эксперимента
    Ученые расшифровали код хромосомы клетки бактерии, "прочитав" каждую букву генетического кода при помощи компьютера
  • Схема эксперимента
    Ученые скопировали этот код и воссоздали новую синтетическую хромосому, сложив вместе участки ДНК
  • Схема эксперимента
    Затем хромосому вложили в бактериальную клетку, которая стала делиться. Синтетическую бактерию можно использовать для создания новых видов топлива и лекарств

BBC © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.