Наши предки, возможно, ели мясо уже 3,5 млн лет назад

• 12 августа 2010
Кости с царапинами
Image caption Кости, похоже, принадлежали животному размером с корову

Ученые нашли свидетельства того, что гоминины - доисторические человекообразные существа - использовали каменные инструменты для отсечения мяса от костей животных более 3,2 млн лет назад.

Это открытие отодвигает наше знание о первом применении инструмента и о мясоедстве гомининов более чем на 800 тысяч лет вглубь истории.

На костях, обнаруженных в эфиопском районе Дикика, видны следы ударов камнем. Кроме того, судя по всему, их ломали с тем, чтобы добраться до костного мозга.

Результаты исследования, о котором пишет авторитетный научный журнал Nature, противоречат нескольким представлениям ученых о поведении наших древних предков.

До сих пор считалось, что самое раннее применение каменного орудия имело место тоже в Эфиопии, но по соседству, в области Гона, и датировалось оно приблизительно 2,5 млн лет до нашего времени. Исходя из этого знания, палеонтологи считали, что первыми такие инструменты стали применять более прямые предки современного человека, члены нашего собственного рода хомо.

Однако кости, найденные в Дикике, имеют возраст от 3,2 до 3,4 млн лет; это удалось определить по анализу лежащего рядом куска вулканической породы. Целый ряд анализов позволил сделать вывод, что порезы и царапины были сделаны до того, как кости окаменели, а более подробные исследования выявили даже вкрапления камня, оставшиеся в этих царапинах.

В руках "Люси"

Единственный известный науке вид гоминина из района Дикика - это австралопитек афарский, прославившейся на весь мир окаменелостью "Люси" и, по одной из гипотез, прямой предок рода хомо, то есть нас.

Однако и Люси, и ее современники были, предположительно, вегетарианцами, и многие ученые полагали, что пользоваться подобными инструментами стали гораздо позднее - и что делали это уже представители рода хомо.

Один из авторов нынешнего исследования, Зересенай Алемсегед, палеонтолог из калифорнийской академии наук в Сан-Франциско, руководивший работами непосредственно в Эфиопии, говорит, что находка переворачивает многие наши представления об австралопитеке афарском.

"В течение 30 лет никто не мог вложить в их руки каменные орудия, а нам это впервые удалось, - сказал он в интервью Би-би-си. - Мы впервые показываем, что каменные инструменты были присущи не только видам хомо или близких к хомо: у нас теперь австралопитек афарский ведет себя как хомо - он и пользуется орудиями, и ест мясо. Это другой атрибут, который позволяет нам связать австралопитека афарского с родом хомо".

Эти выводы, однако, базируются на небольшом количестве костей, а применение каменных инструментов пока имеет под собой лишь косвенные доказательства, ибо самих инструментов найдено не было. Это значит, что пока остается не ясным, на самом ли деле австралопитек афарский изготовил эти орудия из крупного камня - или же просто воспользовался заостренным фрагментов породы, который валялся по соседству.

"Важная новость"

И Алемсегед, и Шэннон Макферрон, археолог из лейпцигского Института эволюционарной антропологии имени Макса Планка, который руководил этим исследованием, говорят: их следующая задача - вернуться в регион и продолжить искать свидетельства, которые позволят связать их гипотезу воедино.

Image caption Анализы показывают, что это следы камня, а не зубов

Ученые надеются установить то, что именно австралопитек афарский использовал эти инструменты, а не какие-то другие виды, которые пока еще не обнаружены. "Всегда сложно связать определенное поведение с определенным гоминином, - объясняет в интервью Би-би-си доктор Макферрон. - Вряд ли нам удастся найти гоминина, умершего с археологическим артефактом в руках".

Более того, ученые хотят поискать сами инструменты и вероятные свидетельства, относящиеся к процессу их изготовления, с тем, чтобы понять, какого рода орудия имелись в распоряжении доисторического мясника.

Обладатель предыдущего рекорда по самому старому каменному инструменту выглядел относительно развитым, поясняет доктор Макферрон, так что эксперты уже достаточно давно задавались вопросом о том, а нет ли где-нибудь менее сложных образцов?

"О чем мы сейчас можем размышлять - это достаточно продолжительный период времени, когда эти гоминины экспериментировали с камнем, возможно, используя те его острые поверхности, которые образуются естественным образом, - добавляет археолог. - Но в какой-то момент они должны были начать изготавливать их самостоятельно. И нам нужно сейчас попасть в этот временной отрезок".

При этом Крис Стрингер, сотрудник лондонского Музея естественной истории, предостерегает против попыток делать какие бы то ни было однозначные выводы относительно развития каменных орудий, поскольку количество находок пока не позволяет этого делать.

"Нужно быть очень осторожными, поскольку есть пока лишь пара костей, на которых, похоже, есть следы порезов, - говорит он. - Хотелось бы увидеть собственно каменные инструменты".

Тем не менее Стрингер согласен: передвинуть дату первого известного науке применения каменного орудия почти на миллион лет назад - это, безусловно, "важная новость".

"Это позволяет предположить, что мясоедство и работа мясника существовали еще до появления человека, это поведение наших предков, а значит, появляется весьма интересная точка зрения на австралопитека, какой у нас до сих пор не было, - объясняет ученый. - Они казались нам вегетарианцами, у которых не было многих аспектов человеческого поведения. А это открытие в какой-то мере приближает их к нам".