"Кусок резины" воспроизводит птичье пение

• 2 января 2011
полосатый зяблик
Image caption Ученые смогли поспроизвести даже сложное пение полосатого зяблика

Простое приспособление из пластиковой трубки и двух кусков резины, изготовленное американскими исследователями, оказалось способным воспроизводить сложные переливы птичьего пения.

Эти звуки получаются, если дуть в приспособление, копирующее голосовой тракт птиц.

Это открытие бросает вызов теории о том, что птицы должны быть способны на довольно сложный неврологический контроль голосовой функции для воспроизведения сложных на слух звуков.

"Когда мы начинали, я совсем не ожидал, что мы сможем так точно воспроизвести птичье пение", - говорит участник эксперимента, сотрудник Гарвардского университета Арьеш Махерджи.

По его словам, устройство, которое они придумали, предельно простое.

"Оно сделано из двух кусков резины, соединенных так, чтобы в середине оставалось небольшое пространство, формирующее "голосовой тракт", - говорит он.

В устройство подается воздух, и, кроме того, оно сжимается механизмом, симулирующим сжатие мускула.

"С точки зрения физики – это эластичная мембрана. Если на нее определенным образом подавать усилие, она начинает вибрировать, - говорит Арьеш Махерджи, - остается лишь управлять частотой этих вибраций".

Исследователи смогли воспроизвести пение нескольких птиц, в частности – бенгальского зяблика и виреона.

Особенно порадовал исследователей успех в копировании довольно сложного пения полосатого зяблика.

Ученые намерены поделиться результатами своей работы с биологами, чтобы понять, поможет ли она пролить новый свет на загадку птичьего пения.

Лишь один мускул

Это открытие американские ученые сделали, работая в рамках проекта по изучению работы голосовых трактов.

Image caption Вот такое простое устройство способно копировать пение птиц

"Мы работали в неврологами, пытавшимися понять, как птицы учатся петь. Это считалось очень сложным процессом, и мы пытались разгадать некоторые загадки с помощью физики."

Птичье пение, состоящее из сложных комбинаций звуков и богатых гармоний, уже давно было предметом пристального изучения.

Ученые на протяжении многих лет предлагали теории о том, как молодые птенцы развивают способность неврологического контроля функций голосовой системы, учась этому у взрослых птиц.

Однако Арьеш Махерджи утверждает: исследование показало, что воспроизводить птичье пение можно без сложной системы управления и контроля.

"Имея всего лишь один мускул (его роль исполнял механизм с моторчиком) можно произвести огромное число звуков", - говорит он.

"Возвращаясь к теме неврологического контроля голосовой функции… наше исследование показало, что контроль этот не так сложен, как раньше думали", - утверждает ученый.