Возмущения в кольцах Сатурна вызваны падением комет

• 1 апреля 2011
Кольца Сатурна
Image caption Странные завихрения в материале колец Сатурна и Юпитера уже давно вызывают интерес планетологов

Странные возмущения, наблюдаемые в кольцах Сатурна и Юпитера, были вызваны кометами, считают ученые.

Эти возмущения напоминают рябь на поверхности рифленого металла. Исследователи считают, что причиной их появления в кольцах Юпитера стало гравитационное воздействие кометы Шумейкер-Леви-9, которая упала на Юпитер в 1994 году.

Группа исследователей проанализировала изображения колец Юпитера, полученные в 1996 и 2000 годах с помощью космического зонда "Галилей", а также с аппарата New Horizons в 2007 году. Они также изучали изображения колец Сатурна, сделанные зондом "Кассини" в 2009 году.

Наблюдавшиеся чередования темных и светлых полос в кольце "С" Сатурна простираются на тысячи километров. Сходное явление наблюдалось в менее ярком кольце "D". Два отдельных спиральных возмущения были одновременно обнаружены в кольцах Юпитера.

Исследователи считают, что эти возмущения были вызваны обломками кометы, которые столкнулись с кольцами и вызвали их наклон.

"Этот кометный материал прошел сквозь кольца и вызвал небольшое смещение их угла по отношению к экваториальной плоскости планеты, а затем отклонился и сформировал спиралевидное возмущение", - говорит доктор Мэтью Хедман, сотрудник Корнельского университета в США.

Со временем эта спираль закручивается все плотнее по мере того, как гравитация планеты возвращает кольца в состояние равновесия. Однако на завершение этого процесса могут уйти десятилетия.

Прогнозы падений

Группа исследователей разработала математические модели этих процессов, которые позволили определить дату столкновения кометы с кольцами. В случае Сатурна они пришли к 1983 году, однако в то время таких комет не наблюдалось.

Правообладатель иллюстрации AP
Image caption Падение кометы Шумейкер-Леви-9 на Юпитер стало астрономическим событием 1994 года

В случае Юпитера анализ показал возможность сразу двух таких столкновений. При ретроспективном анализе процессов, вызвавших появление одного из спиралевидных возмущений, исследователи пришли к дате 1994 года, как раз когда произошло падение кометы Шумейкер-Леви-9 на поверхность Юпитера.

Вторая спираль при анализе привела исследователей к дате 1990 года, когда, как считают астрономы, остатки кометного материала от предыдущего сближения той же кометы могли взаимодействовать с материалом колец.

Профессор Алан Фитцсиммонс, занимающийся наблюдением комет в университете Белфаста в Северной Ирландии, считает, что эти результаты показывают, чего можно достичь с помощью космических аппаратов, изучающих внешние планеты Солнечной системы.

По его словам, притяжение планет-гигантов типа Сатурна, Юпитера, Урана и Нептуна оказывается достаточной для разрушения хрупкого материала, из которого состоят кометы. В результате возникают огромные поля кометных обломков, которые и вызывают возмущения в системах колец.

Притяжение газовых гигантов или приливные силы могут приводить даже к разрушению астероидов, однако это явление наблюдается чаще в окрестностях Юпитера и пояса астероидов.

По мнению Фитцсиммонса, опубликованные в журнале Science результаты наблюдений американских астрономов дают исследователям "способность прогнозировать частоту падения небесных объектов на планеты-гиганты".