Физикам удалось сделать невидимым трехмерный объект

• 26 января 2012
Плазмонный эффект Правообладатель иллюстрации na
Image caption Метаматериалы позволяют управлять электромагнитным излучением

Физикам удалось впервые скрыть трехмерный физический объект, сделав его невидимым под любым углом зрения.

Однако этот эффект наблюдается только в микроволновом диапазоне электромагнитного спектра.

В данном эксперименте использовано покрытие из так называемых плазмоновых материалов, которые создают "фотонегатив" скрываемого объекта.

Этот эффект, описанный в статье в журнале New Journal of Physics, может найти практическое применение в микроскопии высокого разрешения.

До сих пор он использовался в целях создания так называемых метаматериалов, которые обладают свойствами, не встречающимися в природе.

Такие метаматериалы проводят световые волны необычным образом – так, как будто они не отразились от физического объекта.

Правообладатель иллюстрации na
Image caption Данный эффект может позволить увеличить разрешающую силу самых совершенных сканирующих микроскопов

В предшествующих экспериментах физикам удавалось делать трехмерные объекты невидимыми за счет покрытия их оболочкой или завесой из метаматериалов.

На этот раз группе исследователей из Университета штата Техас в Остине удалось воспроизвести этот эффект в пространстве, сделав невидимым в микроволновом излучении цилиндр высотой 18 см.

Профессор Ортвин Хесс из Имперского колледжа в Лондоне считает, что данное исследование подтвердило правоту теории метаматериалов.

По его словам, при практическом применении этого эффекта в будущем плазмоновые материалы можно будет сочетать с уже созданными метаматериалами с целью контролируемого управления электромагнитным излучением.

В видимой части спектра этот эффект недостижим. Поэтому создание плаща-невидимки остается отдаленной возможностью.