В России прорастили семена возрастом 30 тыс. лет

Смолевка узколистная

Автор фото, YASHINA PNAS

Подпись к фото,

Семена дали полноценные растения, слегка отличающиеся от современных

Российские ученые сумели вырастить небольшое растение из семени, которое было найдено в слоях вечной мерзлоты.

Свои выводы биологи из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН опубликовали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

По их мнению, этому семени около 30 тысяч лет. Растение - смолевка узколистная - широко распространено на территории Якутии и в наши дни.

Исследования проводились под руководством доктора геолого-минералогических наук Давида Гиличинского, главы лаборатории криобиологии. Ученый скончался за два дня до выхода статьи в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Самые древние семена, которые удавалось прорастить до сих пор, - семена финиковой пальмы, сохраненные защитниками еврейской крепости Мосада в Израиле - были возрастом около 2000 лет.

На берегах Колымы

Автор фото, SPL

Подпись к фото,

Суслики до сих пор устилают свои гнезда стеблями этого растения

Группа российских биологов занималась изучением останков растений, найденных в вечной мерзлоте на глубине 38 метров в Магаданской области.

На берегу реки Колымы часто находят пласты с отложениями замороженных растений, относящихся к периоду позднего плейстоцена - это примерно 40-25 тысяч лет назад.

Смолевка узколистная - низкорослый многолетний кустарник - растет в Якутии и обладает высокой устойчивостью к глубокому охлаждению.

Семена сохранились в замерзших гнездах древних сусликов, которые обустраивали свои жилища из стеблей смолевки.

Группе криобиологов в подмосковном Пущино удалось получить из нескольких размороженных незрелых семян смолевки полноценные ростки. Их пересадили в почву.

Таким образом, российские исследователи смогли впервые воскресить растение, семена которого пролежали десятки тысяч лет в условиях вечной мерзлоты.