Ученые уверены на 99,999%, что найден бозон Хиггса

• 4 июля 2012
Питер Хиггс Правообладатель иллюстрации Getty
Image caption Питер Хиггс еще в 60-е годы предсказал существование частицы, названной в его честь

Ученые из Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) в Женеве объявили, что найдена новая субатомная частица, соответствующая параметрам бозона Хиггса.

Бозон Хиггса - это теоретически предсказанная частица, придающая прочим частицам массу. Подтверждение ее существования станет недостающим звеном в принятой большинством ученых на сегодня теории об устройстве Вселенной.

Ученые пытались найти свидетельства существования бозона Хиггса в течение последних 45 лет.

Обнаружение бозона Хиггса было основной целью строительства Большого адронного коллайдера (БАК).

Эта тема обсуждается на форуме bbcrussian.com

БАК стоимостью 10 млрд долларов является самым мощным ускорителем частиц из всех когда-либо построенных. При помощи этого устройства ученые разгоняют пучки протонов до скоростей, близких к скорости света, и сталкивают их друг с другом, надеясь отыскать неуловимый бозон в еще более мелких элементарных частицах, образовавшихся в результате столкновения.

Бозон Хиггса является фундаментальной частицей, одним из кирпичиков, из которых построена Вселенная. Он являлся отсутствующим элементом в основной теоретической конструкции в физике элементарных частиц, известной как Стандартная модель.

"Бозон Хиггса нужен нам, чтобы объяснить, что такое масса. Но на самом деле мы нуждаемся в нем, чтобы понять Вселенную, – сказала в интервью Би-би-си Тара Ширс, физик элементарных частиц из Ливерпульского университета. – Не будь у частиц массы, не было бы звезд, галактик и даже атомов. Открытие [бозона] Хиггса подтвердит, что мы применяем правильный подход, чтобы понять и объяснить Вселенную".

Дополнительные данные

Об открытии бозона Хиггса было объявлено в Женеве, где расположен Большой адронный коллайдер. Среди присутствовавших на объявлении открытия ученых был и сам Питер Хиггс, профессор Эдинбургского университета, предсказавший существование этой частицы 50 лет тому назад.

Ученые сообщили, что они зафиксировали сигнал частицы с массой, равной 125 гигаэлектронвольтам, что примерно в 133 раза тяжелее протона.

Достоверность измерений составляет около пяти сигма, что соответствует принятому в научном мире уровню открытия.

Ученые, однако, подчеркивают, что для того, чтобы быть окончательно уверенными в том, что обнаруженная частица является именно бозоном Хиггса, потребуются дополнительные данные и их тщательный анализ.

Если результаты будут подтверждены, то это будет одним из самых значимых научных открытий века.

Бозон Хиггса является последней недостающей частицей Стандартной модели - теории, описывающей взаимодействие в микромире. Однако большинство исследователей считают, что Стандартная модель – лишь преддверие какой-то новой теории, которая сможет объяснить существование темной материи и темной энергии.

Более подробную информацию о частице бозона Хиггса вы можете найти в нашей статье, посвященной этому научному открытию.