Почему собаки обожают грызть кости?

• 10 июля 2012
Собака, грызущая кость Правообладатель иллюстрации SPL
Image caption Потребность объединяться в стаи привела к изменению строения челюстей у предков собак

Ученые наконец выяснили, почему собаки обожают глодать кости. Как утверждают колумбийские биологи, которые исследовали эволюцию собак, изменения в структуре питания этих животных совпали с появлением стайного образа жизни.

Около 8 миллионов лет назад эти хищники стали охотиться стаями на крупных животных – лосей, бизонов и оленей.

Как выяснили исследователи из Национального университета Колумбии, это привело к изменениям в строении челюстей предков современных собак и превратило их в "суперплотоядных" хищников.

Доктор Жоао Муньос-Доран представил результаты этого исследования на Первом совместном конгрессе эволюционной биологии в Оттаве.

Он и его сотрудники создали генеалогию рода Canis, в который входит более 300 видов собак, волков, койотов и шакалов.

Эта примерная схема эволюции предков современных собак показывает, когда возник каждый вид; она позволяет ученым понять, как образ жизни и среда обитания животного влияли на строения его черепа.

"Мы сравнивали виды, питание которых сильно отличалось, - говорит доктор Муньос-Доран. – Мы обозначали их как плотоядных, суперплотоядных и всеядных животных".

Исследование образа жизни суперплотоядных, в число которых входит ближайший предок современных собак, волк из подрода Lupus, показало, что сильные челюсти и крупные клыки стали появляться у них только тогда, когда эти хищники стали охотиться на крупную дичь стаями.

"Восемь миллионов лет назад в Европе, Азии и Северной Америке стали отступать леса и появились открытые степные пространства. В этих новых условиях обитания крупные млекопитающие стали пастись большими стадами, чтобы обезопасить себя от хищников", - рассказывает биолог.

Единственным способом для собаковидных, живших в той же среде обитания, отбить от такого стада крупную жертву было объединение в стаю.

Эволюция привела в течение сотен поколений к появлению новых физиологических черт – более сильных челюстей и крупных клыков, которые придавали таким хищникам эволюционные преимущества.

Правообладатель иллюстрации SPL
Image caption Хищники с сильными челюстями и крупными зубами имели больше шансов на выживание

Это сопровождалось также развитием челюстных мускулов, которые нуждались в постоянной работе. Как считают исследователи, тогда же у предков собак появились очень гибкие кости в составе челюстей, позволявшие выдерживать большие механические нагрузки при разделке жертвы.

Иными словами, многочисленные подроды рода Canis обрели физиологические инструменты, которые сделали их "суперхищниками", великолепно приспособленными к жизни и охоте на огромных степных пространствах Европы и Азии.

Именно поэтому современные собаки так любят грызть кости – для них это закрепленный эволюцией механизм адаптации, который насчитывает миллионы лет.