Тихо Браге не был отравлен, утверждают ученые

• 15 ноября 2012
Тихо Браге
Image caption Тихо Браге известен не только своими научными открытиями, но и бурной личной жизнью

Датский астроном Тихо Браге, живший в XVI веке, вряд ли умер от отравления. К такому выводу пришли ученые, исследовав останки ученого.

В 2010 году была проведена эксгумация тела Браге с целью установить причину его смерти.

Ранее считалось, что Браге скончался в результате инфекции мочевого пузыря, однако в ходе предыдущей эксгумации в бороде ученого были обнаружены следы ртути.

Тем не менее, в результате проведенного недавно исследования было установлено, что уровень содержания этого ядовитого элемента в организме не был достаточным, чтобы привести к гибели астронома.

Некоторые высказывали предположения, что Браге, возможно, был отравлен по приказу короля Дании или своим коллегой Иоганном Кеплером, который впоследствии также приобрел мировую известность.

Чтобы подтвердить или опровергнуть эти догадки, команда ученых из Дании и Чехии провела анализ частиц кости, волос и одежды Тихо Браге.

"В бороде была ртуть, но и в вас можно найти следы ртути, если вы носите бороду... Однако это количество ртути было не больше, чем у ныне живущих людей", - утверждает руководитель исследования, доктор Йенс Веллев из Университета Орхуса.

Веллев пришел к выводу, что смерть Браге наступила от естественных причин.

"Невозможно, чтобы Тихо Браге убили, - объясняет он, отвечая на вопрос, не могло ли быть использовано какое-либо другое отравляющее вещество. - Если бы в бороде присутствовал какой-то другой яд, мы бы обнаружили его в ходе анализа".

Мочевой пузырь

Кроме того, добавляет он, описание смерти Браге в возрасте 54 лет, данное Иоганном Кеплером, отлично соответствует прогрессирующей инфекции мочевого пузыря.

Как повествует расхожий исторический анекдот, мочевой пузырь Браге лопнул во время банкета у короля, так как вежливость астронома не позволила ему отлучиться из-за стола в туалет. Согласно документам, 11 дней спустя Браге умер.

Будущий великий ученый появился на свет под именем Тюге Оттесен Браге в 1546 году в провинции Сконе на территории современной Швеции и обучался астрономии в Университете Копенгагена, а позднее в Германии.

Он описал и классифицировал более 1000 новых звезд, и его наблюдения за перемещениями небесных тел помогли заложить основы современной астрономии.

После смерти в 1601 году ученый был похоронен в Тынском храме Праги, расположенном в Старом городе.

Первая эксгумация его тела была проведена в 1901 году. Однако анализ добытых тогда волосков, обнаруживший следы ртути, был произведен лишь в 1990-х годах.

Браге известен не только своими научными открытиями, но и бурной личной жизнью.

В 1566 году, во время обучения в Университете Ростока, он был ранен на дуэли и потерял переносицу, после чего до конца жизни был вынужден носить косметический протез.

Впрочем, по словам Йенса Веллева, протез этот был сделан из латуни, а вовсе не из золота и серебра, как утверждают исторические источники.