Ученые: фараону Рамзесу III перерезали горло

Мумия Рамзеса III
Подпись к фото,

О причинах смерти Рамзеса III ученые спорили много лет

Заговорщики убили фараона Древнего Египта Рамзеса III, перерезав ему горло, уверены исследователи, которые в подтверждение своей версии приводят результаты новой экспертизы.

Компьютерная томография мумии "избранника Ра" помогла обнаружить глубокую рану на шее, которая и могла стать причиной смерти. Многие столетия секрет смерти фараона был скрыт повязками, закрывающими шею фараона и необходимыми для сохранения мумии.

Историки долгое время спорили о причинах смерти фараона.

В документах древности, включавших Туринский судебный папирус, датируемый 1155 годом до н.э., говорилось о заговоре с целью убийства фараона и дворцовом перевороте. В этом подозревали одну из его жен. Однако долгое время было непонятно, было ли совершено покушение на фараона, и если да, то закончилось ли оно смертью правителя.

Некоторые исследователи полагали, что покушение было успешным для заговорщиков, а другие считали, что второй фараон из XX династии пережил нападение.

Тайна фараона

Судебный папирус повествует о четырех различных судебных процессах и упоминает наказания в отношении заговорщиков. Среди заговорщиков называют одну из двух жен правителя - Тейю, и ее сына Пентаура - претендента на трон.

В древнем документе говорится, что только Пентаур - один из многочисленных сыновей фараона - решил пойти против отца и участвовал в заговоре. Его признали виновным, и затем Пентаур, как сообщает документ, покончил с собой.

Чтобы узнать больше о далеких и загадочных событиях древности, немецкий палеонтолог из итальянского Института мумий и ледяного человека Альберт Цинк и его коллеги изучили мумию Рамзеса III и останки еще одного человека, предположительно сына короля Пентаура, в королевской гробнице возле Долины Царей в Египте.

Работая в Египетском музее в Каире, где сейчас находятся тела, команда исследователей провела компьютерную томографию и проанализировала ДНК мумий.

Томография выявила глубокую (около 7 см) и широкую рану на шее, которую, по мнению медиков, мог причинить острый нож. Ученые говорят, что смерть в таком случае наступила бы сразу.

"До этого мы практически ничего не знали о судьбе Рамзеса III. Его тело исследовали и до нас, делали рентгеновские снимки, однако они не выявили никаких травм. Исследователи ранее не имели доступа к компьютерной томографии, который имеем мы", - сказал доктор Цинк.

"Мы были очень удивлены тем, что обнаружили. Мы до сих пор не можем быть абсолютно уверенными в том, что рана стала причиной его смерти, однако мы склонны так полагать", - добавил ученый.

Отец и сын

Подпись к фото,

По словам ученых, следы на шее указывают на то, что Пентаур, возможно, был задушен

По его словам, "люди, бальзамировавшие тело фараона, могли сделать порез, однако это крайне маловероятно".

На КТ-снимках в ране виден амулет в виде соколиного глаза бога Гора. Талисман могли положить в рану при мумификации, так как древние египтяне верили в его целительную силу.

Анализы ДНК останков другого тела показали, что на момент смерти молодому человеку было 18 лет и он был родственником Рамзеса III, и это, по всей вероятности, сын фараона Пентаур.

"Наши генетические анализы показали, что эти двое были близкими родственниками. У них один и то же тип Y-хромосомы и их генетика на 50% идентична, все это указывает на родство отца и сына", - сказал доктор Цинк.

При изучении тела молодого человека ученые обратили внимание на необычно сжатые складки в области шеи, что может указывать на то, что молодой человек был задушен.

Тело юноши не было забальзамировано обычным для царей способом, оно было обернуто в козлиную шкуру. В древности провинившихся членов семьи фараона наказывали еще и тем, что хоронили не "по-царски".