Астрономы обнаружили крупнейшую спиральную галактику

• 11 января 2013
Спиральная галактика NGC-6872
Image caption В ультрафиолетовом диапазоне, в котором работает GALEX, стала видна огромная россыпь новых звезд во внешних рукавах галактики

Астрономам удалось случайно обнаружить самую крупную из известных спиральных галактик.

Группа американских астрономов просматривала данные, полученные со спутника GALEX (Galaxy Evolution Explorer), о районах активного звездообразования вокруг галактики NGC-6872.

С большим изумлением они обнаружили гигантскую область с интенсивным ультрафиолетовым излучением - настолько огромную, что в ней могли бы разместиться пять галактик размерами с наш Млечный Путь.

Доклад об этом открытии был сделан на проходящем сейчас заседании Американского астрономического общества.

Галактика NGC-6872 находится на расстоянии 212 млн световых лет в созвездии Павлин в южном полушарии неба и уже в течение некоторого времени известна как одна из крупнейших спиральных галактик.

Рядом с ней расположена линзовидная галактика IC-4970, которая, видимо, столкнулась со спиральным рукавом более крупной галактики в сравнительно недавнее время.

Рафаэль Эуфрасио из Католического университета Америки и Центра космических полётов Годдарда НАСА, вместе со своими коллегами из Университета Сан-Паулу и Европейской южной обсерватории в Чили, занимался исследованием нескольких регионов невдалеке от этой галактики.

"Я не искал крупнейшую галактику во вселенной - она просто явилась как подарок", - сказал Эуфрасио в интервью Би-би-си.

Расплескавшиеся звезды

Image caption Смоделировав процесс столкновения галактик, ученые предположили, что<br> это произошло 130 млн лет назад

Спутник GALEX, предназначенный для наблюдения дальних космических объектов в ультрафиолетовой части спектра, первым показал, что галактика NGC-6872 приобрела в результате столкновения с другой галактикой гораздо большие размеры, чем предполагалось изначально.

После этого группа астрономов решила более пристально изучить данные с ряда других телескопов, в том числе орбитальных, которые работают в разных частях спектра.

Они обнаружили наиболее молодые звезды во внешних концах огромных спиральных рукавов галактики, которые становились все старше в направлении ее центра. Это указывает на процесс формирования новых звезд, вызванный столкновением двух галактик.

"Эта галактика, которая столкнулась с центральным диском галактики NGC-6872, расплескала звезды по огромному пространству, на 500 тысяч световых лет вокруг", - говорит Рафаэль Эуфрасио.

Впрочем, NGC 6872 знаменательна не только тем, что теперь может войти в книгу астрономических рекордов благодаря своим размерам. Она позволяет пролить новый свет на то, как значительно могут видоизменяться и разрастаться галактики в результате столкновений.

"Наши наблюдения показывают, как галактики эволюционируют в контексте всей Вселенной, - говорит астроном. - Становится понятно, каким образом они росли, поглощая менее крупные звездные скопления и микрогалактики на заре существования Вселенной".

По словам ученого, это лишь один пример множества подобных столкновений, которые в прошлом происходили гораздо чаще.