Новый марсоход поищет на планете следы былой жизни

• 10 июля 2013
"Автопортрет" марсохода "Кьюриосити"

Новый марсоход, который американское Управление по аэронавтике и исследованиям космоса (НАСА) готовит к запуску в 2020 году, займется поисками следов древней жизни на Красной планете.

Он будет снабжен набором инструментов, предназначенных для выявления отпечатков в марсианской породе, которые могли быть оставлены в прошлом марсианской флорой или фауной.

Цель миссии заключается в том, чтобы придать новому аппарату ряд дополнительных технических возможностей по сравнению с нынешним ровером "Кьюриосити", который пытается определить, существовали ли когда-либо в марсианской истории пригодные для жизни условия.

Тем не менее, охоты за признаками современной жизни на Марсе от экспедиции 2020 года ожидать не стоит.

В группе по формированию техзадания и оценке возможностей нового марсохода, созданной в НАСА, говорят, что подобный поиск был бы крайне трудноосуществим, учитывая всё, что нам известно о суровых условиях на поверхности планеты, и нынешний уровень развития техники.

Image caption Ученые исходят из того, что в древности условия на Марсе были более благоприятны для жизни

Миссия по выявлению сохранившейся до наших дней жизни на Марсе, например, по поиску микробов, имела бы крайне малые шансы на успех, даже если эта жизнь и существует, - заключили в комиссии.

"Вначале понадобилось бы провести чертовски сложные измерения, чтобы что-то обнаружить, а потом - приложить чертовски мощные усилия, чтобы убедить скептически настроенное научное сообщество, потому что скептицизм - неотъемлемое качество ученого", - объясняет руководитель группы Джек Мастерд, профессор геологии в Брауновском университете.

"Группа по техзаданию долго билась над этим вопросом. Однако по нашим ощущениям, основываясь на тех данных, что у нас есть сегодня, самым логичным шагом вперед был бы поиск древних форм жизни, которые могли бы оставить след в геологической летописи", - говорит ученый.

Марсоходы-близнецы

Это подразумевает отправку марсохода в те районы планеты, которые могли быть обитаемы миллиарды лет назад, когда планета была более теплой и влажной, чем сейчас.

Это будут районы, которые пришлось исключить при подготовке миссии "Кьюриосити", но в список, без сомнения, войдут и места, которые ранее не рассматривались.

Чтобы удержать бюджет миссии в рамках 1,5 млрд долларов, новый марсоход почти ничем не будет отличаться от своего предшественника. НАСА планирует включить в него большинство прежних разработок, включая созданную специально для "Кьюриосити" уникальную систему входа, снижения и посадки (EDL).

Парящий "небесный кран" позволил опустить "Кьюриосити" на поверхность планеты с ювелирной точностью.

Главным отличием будет набор приборов и инструментов, установленных на новом ровере. Ожидается, что задачи, которые должны быть способны выполнять эти инструменты, НАСА сформулирует к концу года.

В группе по техзаданию говорят, что новый робот должен уметь проводить визуальный, химический и минералогический анализ на микроскопическом уровне. Одна ключевая способность, которую группа хотела бы видеть у марсохода, - это отбор и накопление образцов.

Замысел состоит в том, чтобы небольшие фрагменты наиболее интересных кусков породы можно было упаковывать для последующей отправки на Землю, где их бы смогли исследовать более обстоятельно.

Пилотируемый полет

Вопрос о том, когда и как в точности эти материалы можно будет увезти, пока не прорабатывался. Однако директор по науке НАСА Джон Грунсфельд надеется, что это будет достижимо примерно в 20-е или 30-е годы XXI века.

Image caption В планах НАСА - отправить первых людей к Марсу примерно через 20 лет

"Не исключаю, что просто исследователи, люди прилетят и заберут эти образцы с собой, - сказал он журналистам. - Это наша долгосрочная цель, к которой мы постепенно движемся, - высадить на поверхность Марса астробиологов и ученых-планетологов".

Некоторые из инструментов, которыми будет снабжен новый ровер, должны работать не только в автоматическом режиме, но и под управлением людей.

Президент Обама призвал НАСА попытаться отправить людей на Красную планету в 30-е годы, и часть денег на ближайшую миссию будет взята из бюджета, выделенного на пилотируемый полет.

Из этого вытекает возможность, что марсоход будет использован для обкатки технологий, которые могут понадобиться астронавтам на поверхности планеты для добычи местных ресурсов (например, воды), или для лучшего понимания опасностей, поджидающих будущих покорителей Марса.

Так, "Кьюриосити" уже проводит замеры уровня радиации на планете, чтобы понять, насколько рискованным может быть длительное пребывание там людей.

Прежде чем новый ровер прибудет на Марс, НАСА отправит туда еще два космических аппарата.

Один из них - это спутник, получивший имя "Мейвен" (англ. Maven - "знаток"), который будет исследовать атмосферу планеты. Его запуск намечен на конец этого года.

Второй - стационарный модуль под названием InSight, предназначенный для наблюдения за "марсотрясениями", с целью лучшего понимания внутреннего устройства планеты. Его запуск намечен на 2016 год.