Странные тяжеловесы: экзопланеты массивнее Земли

• 3 июня 2014
Мега-Земля Правообладатель иллюстрации AFP

В последнее время астрономы стали находить все больше новых экзопланет, которые не укладываются в традиционные классификации.

Это планеты с твердой поверхностью, но гораздо массивнее нашей Земли. Им присвоена категория "мега-Земля".

Первой в этой категории стала планета Kepler-10c, которая является частью планетной системы, расположенной от нас на расстоянии 560 световых лет. Она имеет массу, в 17 раз превышающую массу нашей планеты.

Об этом открытии было доложено на заседании Американского астрономического общества в Бостоне.

Странные тяжеловесы

Астрономы признают, что пока мало понимают механизмы формирования таких планет.

Они всегда считали, что подобные массивные планеты должны собирать на ранних этапах формирования планетной системы большое количество водорода и превращаться в газовые гиганты типа Нептуна или Юпитера.

"Такую планету следует называть уже не "супер-Землей, а "мега-Землей", - считает профессор Димитар Сасселов из Астрофизического центра при Гарвардском университете и Смитсоновском музее.

Планета Kepler-10c была обнаружена американской орбитальной лабораторией Kepler.

Она зафиксировала микроскопические изменения в светимости при прохождении планеты по диску своей звезды и определила ее диаметр - 29 тысяч км, то есть всего в два с лишним раза больше диаметра Земли.

Другой астрономический инструмент на Канарских островах, телескоп Harps-North, помог ученым установить массу этого небесного тела, измеряя гравитационное взаимодействие его со звездой.

Эти данные в совокупности свидетельствуют, что планета Kepler-10c не может быть газовым гигантом, и что ее средняя плотность необычно велика.

"Ее плотность составляет 7,5 г/куб. см, что намного больше плотности Земли - 5,5 г/куб .см", - говорит профессор Сасселов.

"Но следует помнить, что минералы земного типа должны подвергаться большому сжатию в недрах такой планеты. Поэтому большая плотность вряд ли объясняется другим химическим составом пород такой планеты", - считает астроном.

Поиски жизни

Интересно, что звезда, вокруг которой обращается "мега-Земля", является весьма древней - ей 11 млрд лет.

Правообладатель иллюстрации AFP
Image caption В последнее время астрономы стали находить все больше планет с твердой поверхностью, но гораздо массивнее Земли

Она возникла на сравнительно раннем этапе эволюции Вселенной, когда первое поколение молодых суперновых звезд еще не успело создать достаточные объемы тяжелых элементов, необходимых для формирования планет земного типа.

Итак, свойства планеты Kepler-10c заставляют предположить, что планеты земного типа могли формироваться на более ранних этапах космической истории, чем считалось ранее, и что очень старые звездные системы могут быть интересными объектами при поиске экзопланет с условиями, благоприятными для жизни.

"Мы мало что знаем о том, как возникает жизнь во Вселенной, но именно на планетах с твердой поверхностью должны проходить сложные геохимические процессы, порождающие молекулы, которые становятся основой для биологической жизни", - указывает профессор Сасселов.