Коллега Чурюмова: "Комета - это машина времени"

• 13 ноября 2014
Клим Чурюмов Правообладатель иллюстрации EPA
Image caption Клим Чурюмов следил за спуском модуля на открытую им комету

Астрономы всего мира держат кулаки: космический модуль "Филы" размером со стиральную машину опустился на поверхность кометы Чурюмова -Герасименко.

Комета, которую в 1969 году открыли два украинца, сейчас находится от нас на расстоянии, в несколько раз превышающем расстояние от Земли до Солнца.

После трех прыжков по поверхности небесного тела модулю "Филы" все же удалось остаться на месте, хотя насколько стабильно он там закрепился, - пока до конца не ясно.

Гравитация кометы массой 10 млрд тонн слишком мала, чтобы прочно удерживать на себе любое тело.

Зонд "Розетта", который доставил к комете посадочный модуль, называют новым успехом космической науки, который поможет раскрыть тайны возникновения Солнечной системы.

Первооткрыватели кометы, астрономы Клим Чурюмов и Светлана Герасименко, следили за посадкой модуля из Немецкого центра авиации и космонавтики в Кельне.

Коллега Чурюмова Игорь Лукьянчук, заместитель директора обсерватории при Киевском университете имени Шевченко, рассказал корреспонденту Украинской службы Би-би-си Олегу Карпьяку, почему посадка на комете - такое важное для науки событие.

Игорь Лукьянчук: "Розетта" - это первый космический аппарат на орбите ядра кометы. До этого все полеты к кометам были пролетными - аппарат прошел рядом, сделал снимки, замеры и полетел дальше.

Это также первый космический аппарат, который будет лететь рядом с кометой, пока она будет приближаться к Солнцу, и будет отслеживать в динамике все, что происходит. Сейчас она еще далеко от Солнца, поэтому на поверхности нет практически никакой активности, лишь очень слабое газовыделение.

Чем ближе комета будет подходить к Солнцу, тем больше будет разогреваться ее поверхность, будут выделяться газы, которые захватывают пыль и образуют то явление, которое мы видим на небе - комету с красивым хвостом.

Но так как с приближением к Солнцу поверхность кометы будет все более прогреваться, модуль сможет получать данные только до марта следующего года. После этого температура станет слишком высокой.

Би-би-си: Почему для этой миссии выбрали именно комету Чурюмова-Герасименко?

И.Л.: Первый запуск проекта "Розетта" планировали на 2003 год, а объектом должна была стать комета Виртанена. Объекты выбирают по наименьшим энергетическим, а соответственно и финансовым, затратам. То есть он должен пролетать близко и в том месте, где нам будет проще запустить аппарат с минимальными затратами.

В 2003 то окно, когда можно было запустить зонд к комете Виртанена, к сожалению, пропустили из-за технических неполадок с ракетой-носителем "Ариан-5", которая должна была вывести на орбиту "Розетту".

Но в таких крупных и дорогостоящих проектах, конечно же, предусматривают запасной вариант. Им стала комета 67Р/Чурюмова-Герасименко.

Обе кометы - периодические. Но комета Чурюмова-Герасименко стала периодической лишь за 10 лет до ее открытия в 1969 году. А до этого она попала в Солнечную систему, пролетела рядом с Юпитером, который изменил ее орбиту, и она стала одной из короткопериодических комет семейства Юпитера.

Би-би-си: Как ее открыли?

И.Л.: Людмила Герасименко, которая сейчас работает в Таджикистане, в то время, в 1969 году, была аспиранткой в университете Шевченко и работала под руководством Сергея Всехсвятского, основателя известной в мире кометной школы. А Клим Чурюмов был научным сотрудником университета. И Сергей Всехсвятский тогда посылал всех сотрудников на поиски новых комет. Их он послал в Алма-Ату вести наблюдение за кометой Комас Сола.

Тогда все снимали на большие стеклянные фотопластинки. Они наблюдали за этой Комас Солой и сначала думали, что на их четырех снимках дефект, ибо форма и другие параметры кометы отличались от того, что они ожидали. Имея шесть фотографий кометы, сделанных в разных дни, они посчитали элементы ее орбиты, сравнили с элементами орбиты Комас Солы и увидели, что это совсем другая комета. Послали все данные в Бюро астрономических телеграмм в США, и там подтвердили, что это новая комета, и назвали ее Чурюмова-Герасименко.

Би-би-си: Для чего вообще изучать кометы и тратить на это огромные деньги?

И.Л.: Проект "Розетта" может изменить, подтвердить или опровергнуть наши представления о формировании Солнечной системы.

Правообладатель иллюстрации ESA
Image caption Модуль "Филы" на поверхности кометы

По нашим представлениям Солнечная система образовалась из протопланетного облака. Вследствие ее вращения и гравитационного воздействия происходило разделение вещества: тяжелые элементы, пыль приближались ближе к Солнцу, а более легкие - вода, лед, замороженные газы - отходили на край Солнечной системы. Именно поэтому все планеты так называемой земной группы - твердые, например, Венера, Земля, Марс. А уже Юпитер, Сатурн и далее - это замерзшая жидкость и газы.

По этой теории кометы образовались на краю Солнечной системы, там, где расположен так называемый пояс Койпера. За счет различных возмущений эти кометные ядра попадают во внутреннюю часть Солнечной системы и становятся кометами. И все вещество, из которого они образовались, - это то самое вещество, из которого образовалась Солнечная система.

Более того, исследуя это вещество, мы исследуем физические условия, в которых создавалась Солнечная система.

Комета - это машина времени, которая дает нам возможность заглянуть в прошлое Солнечной системы.

Би-би-си: Можно ли будет когда-нибудь увидеть эту комету невооруженным глазом?

И.Л.: Невооруженным - нет, но с помощью телескопа - можно. В 1980-х годах она была ближе к Земле и имела девятую звездную величину, то есть ее можно было увидеть в бинокль. Человеческий глаз способен различить пятую-шестую звездную величину, но только если смотреть на темное небо за пределами большого города [чем меньше звездная величина, тем ярче объект - Ред.].

Перигелий этой кометы - ближайшая точка к Солнцу - лежит за пределами орбиты Земли. То есть она доходит до этой точки, разворачивается и снова летит к Юпитеру. Яркие кометы, которые мы видим с Земли, как правило, пролетают ближе к Солнцу.

Би-би-си: Что вы чувствовали, когда во вторник в Европейском космическом агентстве объявили, что аппарат приземлился на комету?

И.Л.: Сейчас мы больше читаем новости о том, что происходит на востоке Украины, так что, конечно, приятно и радостно, но ощущения могли бы быть намного лучше. И людей могло бы прийти больше посмотреть на прямую трансляцию, потому что это действительно выдающееся событие.