На Марсе спустя более 10 лет найден зонд "Бигль-2"

• 16 января 2015
  • kомментарии
"Бигль-2" на поверхности Марса Правообладатель иллюстрации ESA
Image caption "Бигль-2" совершил мягкую посадку на поверхности Марса, но развернуть радиоантенну не смог

Считавшийся погибшим при посадке на Марсе британский зонд "Бигль-2" обнаружен целым на поверхности Красной планеты.

Снимки высокого разрешения, сделанные орбитальным аппаратом НАСА, зафиксировали место посадки зонда 25 декабря 2003 года.

На снимках видны сброшенные тормозные парашюты и амортизирующие воздушные мешки, использовавшиеся при мягкой посадке зонда, а также сам зонд, который находится в штатном положении и не имеет признаков повреждений.

Зонд "Бигль-2" не вышел на радиосвязь после посадки, несмотря на все попытки с Земли, и руководители полета пришли тогда к выводу, что он разбился при посадке.

Однако новые орбитальные снимки противоречат этой теории и указывают на то, что могло произойти с зондом.

Правообладатель иллюстрации BBC World Service
Image caption Компоненты системы торможения разбросаны по поверхности в точке посадки

Спускаемый аппарат, достигнув поверхности, должен был развернуться в форме трех "лепестков", на которых установлены солнечные батареи. Снимки свидетельствуют, что система не была развернута полностью, и что только две батареи заняли штатное положение. Это может означать, что радиоантенна, необходимая для связи с Землей, также не была развернута.

Эти данные должны еще больше расстроить ученых и разработчиков британского зонда, так как они подтверждают, как близко они были к успеху.

Снимки с американского орбитального аппарата подтверждают, что место посадки зонда "Бигль-2" находится всего в 5 км от центра намеченного района, который представляет собой эллипс длиной 500 км и шириной 100 км на экваториальной равнине Изидис.

Это означает, что система посадки сработала очень точно, и до последнего момента на борту зонда все было в порядке.

Зонд был доставлен к Марсу европейским аппаратом "Марс Экспресс", который до сих пор продолжает работу на орбите вокруг планеты.

Зонд отделился от орбитального аппарата 19 декабря 2003 года, и камеры зафиксировали его изображение перед началом активного периода торможения и спуска. Затем связь с зондом была потеряна.

Полученные сейчас изображения свидетельствуют, что зонд благополучно достиг поверхности, и что на самом последнем этапе система его развертывания столкнулась с каким-то препятствием - вполне возможно, что один из амортизирующих воздушных мешков попал в механизм развертывания солнечных батарей.

Image caption Марсоход ExoMars готовится к испытаниям
Правообладатель иллюстрации BBC World Service
Image caption В создании нового аппарата использован опыт работы над зондом "Бигль-2"
Правообладатель иллюстрации BBC World Service
Image caption Профессор Колин Пиллингер был вдохновителем проекта британского зонда

В настоящее время Европейское космическое агентство готовится к запуску аппарата "ЭкзоМарс", который высадит на поверхность планеты марсоход с бортовой лабораторией в 2019 году.

В отличие от зонда "Бигль-2", этот аппарат будет поддерживать связь с Землей на всех этапах посадки.

Система посадки этого аппарата разрабатывается российскими специалистами, однако бортовая аппаратура, в том числе радар, используемый при спуске, создается европейскими компаниями и пройдет испытание в конце 2016 года.

Обнаружение зонда "Бигль-2" последовало менее чем через год после смерти вдохновителя этого проекта британского астронома Колина Пиллингера. Он сделал очень многое для возрождения интереса к космическим исследованиям в Британии.