Откуда в вашей постели берутся клопы?

• 24 февраля 2015
клоп Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Анализ постельных клопов из разных уголков Европы показал, что они достались человеку от летучих мышей. Об исследовании ученых рассказывает BBC Earth.

"Мал клоп, да вонюч", - гласит известная поговорка. К сожалению, поговорка не учитывает того, что клопов еще и очень много: насекомые размером с яблочное семечко встречаются практически везде.

По словам Уоррена Бута из Университета Талсы в американской Оклахоме, буквально каждую неделю в прессе появляются статьи об очередном нашествии клопов. Однако, несмотря на это, они довольно плохо изучены.

Бут и его коллеги проанализировали гены постельных клопов, чтобы понять, откуда они появились. Ученые обнаружили, что в Европе эти насекомые делятся на две основные ветви, настолько различающиеся между собой, что они почти образуют два разных вида.

Ну а взялись они от летучих мышей.

В исследовании, опубликованном в журнале Molecular Ecology, впервые приведены генетические свидетельства того, что клопы в давние времена паразитировали на летучих мышах, а уж потом перебрались в постель к человеку.

Произошло это довольно давно. Клопы упоминаются в древнеегипетских источниках, и археологи обнаружили нечто похожее на клоповые окаменелости, возраст которых оценивается в 3500 лет.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock
Image caption Места укусов неприятно чешутся и выглядят как сыпь

Всего одна беременная самка клопа способна заразить целый многоквартирный дом. Эти насекомые могут спариваться с близкими родственниками без негативных генетических последствий. Всё, что им нужно - это еда. То есть человек.

В 1950-х годах в результате повсеместного применения инсектицидов они, было, ушли из наших домов и гостиниц. Но 15 лет назад они вернулись, чтобы отомстить.

Нынешних клопов так просто не изведешь: 90% из них в результате мутации стали невосприимчивыми к пиретроидам - инсектицидам, с помощью которых их уничтожали раньше.

Группа ученых под руководством Бута изучила сотни клопов, собранных из жилищ человека и летучих мышей в 13 странах Европы.

Анализ их ДНК показал, что клопы, паразитирующие на летучих мышах, не обменивались генами с их собратьями из человеческих постелей - даже несмотря на то, что некоторые из этих мышей жили на чердаках или в церквях, то есть могли вступать в контакт с людьми.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock
Image caption В постели людей клопы попали от летучих мышей

Ветвь клопов, живущих на летучих мышах, появилась еще в то время, когда и мыши, и люди вместе жили в пещерах, считает Бут. И даже в наши дни эта ветвь куда более генетически разнообразна, чем клопы, паразитирующие на людях.

Две эти ветви настолько сильно между собой различаются, что при их скрещивании в лаборатории потомство оказалось менее плодовитым.

Насколько известно, при укусах клопы не переносят заболеваний, однако места укусов неприятно чешутся и выглядят как сыпь. Не говоря уж про то, как жизнь в клоповнике сказывается на репутации человека.

"Вы спите, а они пьют вашу кровь, вы для них обед, - констатирует Бут. - Это может привести к серьезным психологическим проблемам."

Будущее ученый видит довольно пессимистично: "Есть два типа людей - те, у которых живут клопы, и те, у кого они будут. В наши дни клопы становятся всё более распространенными."

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Earth.