Британские ученые: низкий рост опасен для сердца

• 9 апреля 2015
Замеры роста Правообладатель иллюстрации Thinkstock
Image caption Идея о связи между ростом и здоровьем сердца появилась еще 50 лет назад

У невысоких людей выше риск сердечных заболеваний, выяснила команда ученых из университета Лестера, города в центральной Англии.

В результате исследования, в котором приняли участие около 200 тысяч человек, были выявлены участки ДНК, которые одновременно отвечают за рост и здоровье сердца.

Выводы, опубликованные в New England Journal of Medicine, говорят о том, что каждые дополнительные 6,4 см сокращают риск развития ишемической болезни сердца на 13,5%.

В то же время в фонде British Heart отмечают, что невысоким людям не нужно слишком беспокоиться, а вести здоровый образ жизни необходимо всем.

Ишемическая болезнь сердца и вызванные ей сердечные приступы и остановки сердца - одна из главных причин смертей в Британии. Более 73 тысяч человек умирают от ишемической болезни каждый год.

Курение опаснее маленького роста

Гипотеза о том, что здоровье сердца может зависеть от роста, была впервые выдвинута более 50 лет назад, однако тогда ученые не могли понять причины этого явления.

Некоторые считали, что всему виной другие факторы – например, плохое питание в детстве приводит к невысокому росту и одновременно плохо влияет на сердце.

Но согласно исследованию университета Лестера, ответ лежит глубже - внутри ДНК.

Ученые проанализировали 180 генов, связанных с ростом.

Правообладатель иллюстрации SPL
Image caption Курение увеличивает риск развития сердечных заболеваний гораздо сильнее, чем невысокий рост

Результаты показывают, что каждые 2,5 дюйма (6,35 см) роста сокращают риск сердечных болезней на 13,5%, поэтому риски для людей ростом 1,5 метра и 1,8 метра будут различаться приблизительно на 64%.

Профессор Нилеш Самани рассказал Би-би-си: "Учитывая основные факторы риска, это немного - курение увеличивает риски на 200-300%, - но все же не пустяк".

"Я бы не сказал, что невысоким людям нужно принимать больше мер предосторожности, потому что если ваш рост 1,85 метра, вам все равно нужно бросить курить", - считает ученый из университета Лестера.

"Это лишь один из многих факторов, влияющих на риск сердечных заболеваний, осторожными должны быть все", - добавляет он.

Ответы в генах

Исследование также показало, что гены, ограничивающие рост, увеличивают объем холестерина и жиров в крови. По мнению ученых, некоторые гены роста также могут контролировать рост и развитие кровеносных сосудов.

Нужно также помнить, что быть высоким тоже не очень безопасно - ведь высокий рост повышает риск развития рака.

"Это исследование не утверждает, что невысокие люди должны постоянно беспокоиться о своем здоровье или что докторам нужно сосредоточиться на здоровье невысоких пациентов", - комментирует профессор Питер Вейсберг, медицинский директор фонда British Heart.

"Все, независимо от их роста, должны делать все возможное, чтобы сократить риск развития сердечных заболеваний, не забывая о здоровом питании, регулярных физических упражнениях и вреде курения".

"Доступные системы по проверке здоровья были созданы, чтобы помочь вам понять, какие меры вам нужно принять, чтобы уменьшить свои личные риски", - объясняет он.