Ученые: наши предки спали меньше, чем мы

• 16 октября 2015
Танцы у костра Правообладатель иллюстрации Getty
Image caption Ученые утверждают, что наши предки не знали, что такое бессонница

Наши предки спали меньше, чем мы, пришли к выводу американские ученые.

Они исследовали сон представителей коренных этнических народностей Африки и Южной Америки, образ жизни которых наиболее приближен к укладу древних общин охотников и собирателей.

В течение 1165 ночей ученые наблюдали за сном 98 участников исследования и установили, что ночью все они спят в среднем 6,5 часов.

Для сравнения, большинство жителей США спят по семь часов. Это было установлено в результате масштабного опроса.

В ходе исследования ученые также обнаружили, что температура воздуха в гораздо большей степени влияет на то, как человек спит, чем освещение.

"Я вдруг понял, что эти стремительно сокращающиеся этнические группы [участвовавшие в исследовании] – наш последний шанс понять, каким был человеческий сон до тех пор, пока мы не насоздавали различных цивилизаций", - говорит профессор Джером Сигал из Университета Калифорнии.

"Абсолютно ясно одно: они не спали больше нас", - добавляет ученый.

Масштабный эксперимент

Искусственный свет, телевизор допоздна, а теперь еще и смартфоны, с которыми мы не расстаемся даже в постели: принято считать, что современные технологии мешают нормальному сну.

Чтобы проверить, так ли это, ученые провели эксперимент с участием представителей народностей Хадза из Танзании, племени Сан из Намибии и индейцев Тсимане из Боливии.

На добровольцев надели специальные наручные часы, с помощью которых осуществлялось наблюдение за сном.

"Время и продолжительность сна у всех трех групп оказалась одинаковой. Это дает мне определенную уверенность в том, что результат связан с проявлением в них принадлежности к одному биологическому типу людей, а не обусловлен жизненными ситуациями, в которых они находятся. Ведь эти ситуации у трех групп разные", - говорит профессор Сигал.

Кроме того, что все участники эксперимента спали по 6 часов 25 минут, ученые также установили, что все они очень редко ложатся подремать в дневное время.

Никакой бессонницы

Правообладатель иллюстрации Getty
Image caption Ученые установили, что естественный свет не влияет на крепость сна

Согласно некоторым записям, европейцы просыпались ночью, и, таким образом, их ночной сон состоял из двух частей. При этом, говорят ученые, среди ранних общин охотников и собирателей ничего такого не было.

Ученые с удивлением обнаружили, что естественный свет не так уж влияет на состояние сонливости или бодрствования, как принято думать. Большинство участников эксперимента засыпали примерно через три с половиной часа после захода солнца.

Важным фактором является температура.

"Мы увидели удивительную вещь: сон продолжался все время, пока понижалась температура. Как только она достигала нижнего предела, люди просыпались", - делится Сигал.

И хотя древние люди спали гораздо меньше, чем предписано сомнологами (7-9 часов в день), они не жаловались на усталость, утверждают ученые.

Бессонница была крайней редкостью на ранних этапах жизни человечества, а у двух из трех групп-участниц исследования такого слова даже нет в лексиконе.