Как найти взрывчатку: ученые бросают вызов смертникам

• 26 декабря 2015
Полиция Правообладатель иллюстрации AP
Image caption Использовавшуюся при терактах в Париже взрывчатку можно легко произвести дома

Смертники, взорвавшие себя во время недавних нападений в Париже, использовали взрывчатку, которую достаточно просто изготовить дома. Для ее выявления химики разрабатывают специальный сенсор.

Взрывчатка называется пероксид ацетона, а создать ее можно, смешав химические составляющие, которые можно купить в аптеке и магазинах хозтоваров.

Сразу несколько групп исследователей по всему миру разрабатывают сенсоры, которые смогут распознать пероксид ацетона, перед тем как он будет взорван.

"Любой, кто может приготовить пирог из тыквы, может по рецепту создать и пероксид ацетона", - объясняет преподаватель химии в Иллинойском университете Кеннет Саслик.

Именно поэтому террористам так нравится это химическое вещество, говорят эксперты. Смертники использовали эту взрывчатку по всему миру - от палестинцев на Западном Берегу до Ричарда Рида, пытавшегося взорвать вещество в своем ботинке.

Химики хотят использовать физическую характеристику вещества, называемую давлением пара. Это свойство, которое характеризует способность вещества превращаться из твердого состояния в газообразное.

Ручной сканер

У пероксида ацетона этот показатель достаточно высок, из-за чего он легко превращается в газ. Поэтому, теоретически, смертник, надевший пояс со взрывчаткой из пероксида ацетона, будет выделять частицы газа, которые сможет выявить сенсор.

Группа доктора Саслика разработала ручной сканер, который находит пероксид ацетона и другие взрывчатые вещества. Его работу финансирует американское министерство обороны.

Когда частицы пероксида ацетона попадают на сенсор, один из компонентов которого - твердокислотный катализатор, кислота раскладывает пероксид ацетона на составные компоненты.

В результате реакции сенсор затем окрашивается. У сканера очень высокая чувствительность, он способен улавливать даже небольшое количество молекул пероксида ацетона.

Команда Саслика работает над более совершенным вариантом сенсора, о чем сообщил журнал Chemical Science. Усовершенствованный сенсор сможет распознавать около 12 видов взрывчатки.

Преподаватель химической инженерии в Род-Айлендском университете Отто Грегори считает, что Саслик разработал достойную технологию. Но Грегори также разрабатывает собственную методику.

Его проект финансируется министерством национальной безопасности США.

В основе разработки ученого - катализатор оксида олова. Когда в катализатор попадают молекулы пероксида ацетона, его температура вырастает, что фиксируется сенсором.

Правообладатель иллюстрации Getty
Image caption Для поиска взрывчатки традиционно используются специально обученные собаки

Хотя поиску вещества можно обучить собак, специальные сканеры, скорее всего, будут более надежны.

"У работы с собаками есть два аспекта. Во-первых, они хотят порадовать кинолога, и зачастую, заскучав, они могут сигнализировать о находке, чтобы привлечь внимание", - говорит Саслик.

"Во-вторых, их внимание может рассеяться, как у вас и у меня. Проблема в том, что зачастую бывает сложно определить, когда это случается", - добавляет он.