Кровь, пот и слезы: секреты наших секретов

• 7 января 2016
Капля крови на пальце Правообладатель иллюстрации iStock

Жидкости человеческого организма могут рассказать о каждом из нас намного больше, чем мы себе представляем, рассказывает корреспондент BBC Future.

Что могут рассказать о человеке его кровь, слезы и пот? Ученые и медики уже давно используют анализы жидкостей организма для оценки состояния здоровья.

Оказывается, эти жидкости несут в себе гораздо больше информации о человеческом теле, чем мы считали раньше. К тому же проводить такие анализы самостоятельно становится все проще и проще.

Например, корреспонденты Би-би-си уже рассказывали об устройстве, напоминающем трикордер из фантастического сериала "Звездный путь". С его помощью, как заявляют создатели, можно диагностировать смертельные заболевания вроде лихорадки Эбола еще до того, как больной почувствует недомогание - причем пациенту нет необходимости приезжать к врачам.

(Другие статьи сайта BBC Future на русском языке)

Это не единственная технологическая новинка, позволяющая проводить сложные анализы за пределами специальных лабораторий: можно вспомнить также Cue - устройство для самостоятельной диагностики способности к зачатию, гриппа и воспалительных процессов.

А фонд технологических инноваций X-Prize тем временем предлагает премию за создание медицинских трикордеров нового поколения, способных выявлять различные болезни.

В ближайшие пять-десять лет, как ожидают специалисты, таких устройств появится очень много. Станут более разнообразными и анализы, позволяющие получать информацию об организме - в дело пойдут и те продукты нашей жизнедеятельности, которые обычно не принято обсуждать на людях.

Само собой, многие из этих диагностических устройств будут анализировать образцы крови.

"В крови можно отыскать следы любого продукта, употребленного в пищу, или же свидетельства определенных процессов, происходящих в организме", - напоминает Гай Карпентер, преподаватель биологии в Королевском колледже в Лондоне.

Джордж Прети из Монелловского Центра по изучению химических чувств в Филадельфии считает, что мы придумаем технологии, позволяющие анализировать и другие жидкости.

Сейчас он пытается разобраться в том, какую информацию о человеке может дать ушная сера.

В отличие от крови, ушная сера - вещество жирное; это способствует концентрации определенных молекул, благодаря чему их легче обнаружить в сере, чем в водянистых жидкостях организма.

"Есть некоторые продукты обмена веществ, которые хорошо растворяются в липидах (жирах), и их нам, похоже, стоит искать в ушной сере", - полагает специалист.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock
Image caption Ушная сера расскажет о вашем организме очень многое

Например, понюхав ушную серу, можно диагностировать лейциноз - врожденное нарушение обмена веществ, при котором организм не способен расщеплять определенные аминокислоты. "Она будет пахнуть кленовым сиропом", - поясняет Прети.

Ученый недавно опубликовал результаты своего исследования, в ходе которого выяснил, что ушная сера у людей с восточноазиатскими корнями пахнет иначе, чем у европейцев, африканцев или американцев, и запах тела у них тоже другой.

"У нас уже есть свидетельства того, что в ушной сере содержится информация о заболеваниях, а также о том, где вы были и что ели", - говорит специалист.

Пока не ясно, станут ли анализы ушной серы более точным инструментом диагностики некоторых болезней, чем анализы крови и других жидкостей, но, по словам Прети, "мы этого не узнаем, если не попробуем".

Не будем забывать и про пот. Уже несколько десятилетий с помощью его анализов выявляют муковисцидоз у новорожденных - это заболевание нарушает баланс хлора и натрия в поте.

А недавно были разработаны специальные пластыри для спортсменов, которые реагируют на нарушение водно-электролитного баланса пота и таким образом предупреждают об обезвоживании и критическом истощении сил.

Следить за динамикой состава пота удобно, для этого не нужно прокалывать кожу иглой или даже брать с нее мазок - можно просто закрепить под одеждой беспроводной электронный датчик, который будет передавать все данные автоматически.

Однако у этого метода есть и ограничения. "Пот содержит молекулы-маркеры, но они весьма изменчивы, и это, пожалуй, помешает их клиническому использованию", - заявляет Джереми Николсон, заведующий кафедрой биологической химии в Имперском колледже Лондона.

Кроме того, на состав пота влияет деятельность микробов, обитающих на поверхности кожи.

Кровь, в свою очередь, обычно дает более точную картину происходящего в организме, так как она движется по всем тканям, а наше тело внимательно следит за ее базовым составом.

В каждой капле крови содержится много информации - возможно, со временем мы научимся интерпретировать ее гораздо лучше, чем умеем сейчас.

К примеру, Манфред Кайзер из медицинского центра при Университете имени Эразма Роттердамского в Нидерландах разрабатывает тест ДНК, с помощью которого можно было бы на основании образца крови получить информацию о возрасте, внешности и месте происхождения человека.

Это, в частности, помогло бы полиции устанавливать личности подозреваемых или опознавать сильно разложившиеся тела.

Ученые с энтузиазмом следят и за ходом исследований колоний микроорганизмов, живущих на человеческом теле и внутри него.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock
Image caption Следить за динамикой состава пота удобно, для этого не нужно прокалывать кожу иглой

"Мы полагаем, что по меньшей мере треть промежуточных продуктов обмена веществ в нашей крови производится микробами", - рассказывает Тим Спектор, профессор генетической эпидемиологии в Королевском колледже Лондона и автор книги "Миф о диете" (The Diet Myth).

Становится все более очевидным, что они влияют на состояние нашего здоровья так, как мы раньше не могли себе представить - например, влияющий на настроение нейромедиатор серотонин производится не только клетками мозга, но и вырабатывается некоторыми бактериями в кишечнике.

Это означает, что эти бактерии могут играть роль в возникновении депрессии.

Наиболее явно изменения в микрофлоре организма проявляются в фекалиях. "Если вы дадите мне образец кала и образец ДНК, то на основании кала я узнаю о вас гораздо больше, чем на основании ДНК", - заявляет Спектор.

Дело в том, что геномы разных людей совпадают примерно на 99,9%, а одинаковых микробов у нас всего 10-20%.

Недавние исследования говорят о том, что типы микробов в нашем кишечнике - а значит, и в фекалиях - зависят от питания и от места проживания.

"Мы можем вычислить разницу между европейцами, африканцами и южноамериканцами; есть у нас и предварительные данные по близнецам, в которых заметны различия между живущими в Шотландии и в Англии", - говорит профессор.

Итак, исследование фекалий на предмет микробов и производимых ими химических соединений способно помочь нам разобраться в причинах сложных заболеваний, таких как диабет или ожирение.

А еще такие анализы, по словам Спектора, могут сигнализировать о том, что пожилой человек становится чересчур слабым и нуждается в дополнительном уходе: "На закате жизни существенно увеличивается количество одних микробов и уменьшается количество других".

По мере освоения этих источников информации и падения стоимости тестирования неизбежно будет появляться все больше наборов для самодиагностики.

Есть мнение, что такое новшество способно демократизировать медицину, снизить необходимость в личных посещениях врача и позволить пациентам самостоятельно следить за своим здоровьем.

Но это может привести и к лишнему беспокойству и ипохондрии. "Мы можем выдать людям наборы для анализа чего угодно, но интерпретация результатов этих анализов по-прежнему будет требовать участия специалиста", - считает Карпентер.

Могут возникнуть и опасения по поводу возможных злоупотреблений: сейчас, по крайней мере, нам не нужно особенно задумываться над тем, чтобы продукты нашей жизнедеятельности не попали к недобросовестным людям.

Но, так или иначе, уже скоро капли вашей крови, пота или даже кусочка ушной серы может оказаться достаточно для того, чтобы получить подробную информацию о вашем здоровье, образе жизни - да и мало ли о чем еще.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.