Найдена крупнейшая планетная система

• 27 января 2016
гигантская планета Правообладатель иллюстрации Uni of Hertfordshire Neil Cook
Image caption Экзопланета, получившая обозначение 2MASS J2126-8140, имеет массу 12-15 Юпитеров

Астрономы обнаружили крупнейшую из известных планетных систем, в которой, кроме центральной звезды, имеется крупная планета, совершающая полный оборот вокруг светила почти за миллион лет.

Этот газовый гигант находится на расстоянии одного триллиона километров от звезды, что в 140 раз превышает расстояние между Плутоном и Солнцем.

До сих пор известно лишь несколько таких планетных систем.

Экзопланета, получившая обозначение 2MASS J2126-8140, имеет массу 12-15 Юпитеров.

"Мы были очень удивлены находкой объекта с такой сравнительно небольшой массой так далеко от центральной звезды", - говорит доктор Саймон Мерфи из Австралийского национального университета.

"В отличие от Солнечной, такая система не могла возникнуть из огромного газопылевого облака", - утверждает ученый.

Диаметр этой планетной системы почти в три раза превышает размеры ранее обнаруженных аналогов.

Загадочные объекты

Ее обнаружили в рамках программы наблюдений молодых звезд и коричневых карликов (протопланет) в ближайшем галактическом окружении Солнца.

Астрономы не сразу осознали, что они наблюдают не два независимых объекта на одном расстоянии от Солнца - около 100 световых лет, а планетную систему.

"Мы предполагаем, что они сформировались 10-45 миллионов лет назад из струи газа, которая двигалась в одном направлении, - говорит доктор Мерфи. - Они должны были возникнуть в условиях почти полного отсутствия гравитационных возмущений со стороны других звезд. Между ними настолько слабая связь, что любая соседняя звезда полностью исказила бы их взаимные орбиты".

В течение восьми лет астрономы полагали, что объект 2MASS J2126-8140 является либо коричневым карликом, то есть несформировавшейся до конца звездой, либо планетой-беглянкой, не обращающейся вокруг какой-либо звезды.

Однако новые данные позволили вычислить не только орбиту планеты вокруг отдаленной от нее звезды, но и уточнить массу этого небесного тела.