Бактерии помогают медведям при спячке

• 6 февраля 2016
Медведь Правообладатель иллюстрации Getty
Image caption Перед спячкой медведи набирают вес

Ученые обнаружили изменения в популяции кишечных бактерий у бурых медведей, которые, судя по всему, помогают им при зимней спячке.

Как известно, в теплую летнюю погоду медведи очень много едят и набирают вес в преддверии долгого зимнего сна.

В образцах кала 16 дики[ медведей ученые обнаружили популяцию бактерий, помогающих телу откладывать жир летом, и другую популяцию, способствующую использованию того же жира зимой.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Cell Reports.

Глава исследовательской группы Фредрик Бэкхед из Гётеборгского университета в Швеции говорит, что изменения в кишечной флоре, связанные с временами года - вещь не удивительная, но добавляет, что это исследование впервые продемонстрировало роль различных бактерий в энергетическом метаболизме животного, впадающего в зимнюю спячку.

"Мы знаем, что микробиота хорошо реагирует на то, что мы едим", - говорит он.

Правообладатель иллюстрации Getty
Image caption Для исследования были необходимы образцы кала диких медведей

"Соответственно, если медведь много ест летом, и ничего не ест зимой, то его микробиота должна измениться. Результаты нашего исследования указывают на то, что изменения в микробиоте могут повлечь за собой изменения в процессе ожирения", - добавил исследователь.

Профессор Бэкхед не рассчитывает, что это открытие поможет в борьбе с ожирением у людей.

"Я не думаю, что это как-то может быть использовано в случае ожирения [человека], так как летняя микробиота сделает вас еще более жирным, а зимняя - инсулино-резистентным".

Но, продолжает профессор, "может быть, это как-то поможет в случаях недостаточного питания: возможно, летние бактерии смогут помочь пациентам, страдающим от анорексии".

Правообладатель иллюстрации Ole Frobert
Image caption Ученые обнаружили популяцию бактерий, помогающих телу откладывать жир летом

Для исследования были необходимы образцы кала диких медведей, и тут ученым помогли добровольцы из скандинавского "Проекта по изучению бурых медведей".

Подобная задача требовала специалистов: разбудить спящего медведя и взять у него образец кала - дело не из самых легких.

"Зимой они уходят в лес, находят медвежью берлогу, стреляют в него транквилизатором, и собирают образцы", - говорит профессор. "Затем они надевают на медведя радиоошейник и отпускают его. Тот уходит назад спать, и снова просыпается лишь весной".

Радиоошейники тут чрезвычайно важны, так как они позволяют ученым найти того же самого медведя летом, в лесу, и собрать образцы его летнего кала.

Правообладатель иллюстрации Science Photo Library

Ученые не только обнаружили интересные изменения в популяции бактерий в медвежьем кишечнике, что во многом похоже на то, что происходит в кишечнике белок и хомяков, но и испытали эти популяции бактерий на стерильных мышах.

"Речь идет о мышах, которые родились и выросли в полной изоляции от окружающей среды, и никогда не сталкивались ни с какими бактериями", - объясняет профессор Бэкхед.

Соответственно, когда ученые вживляют этим мышам чужеродные бактерии, они знают, что никаких других бактерий в теле этих мышей нет.

"Мы обнаружили, что если мышам вживлять летнюю медвежью микробиоту, то они жиреют гораздо больше, чем мыши, получившие зимнюю медвежью микробиоту".

Правообладатель иллюстрации Oivind Toien Institute of Arctic Biology University of Alaska Fairbanks
Image caption Медведь в берлоге

Более того, точно так же, как медведи, которые летом наращивают свою жировую прослойку, мыши с летними медвежьими бактериями оставались "метаболически здоровыми".

"Хотя их жировая масса увеличилась, это никак не повлияло на их устойчивость к глюкозе", - говорит профессор Бэкхед.

Другими словами, ожирение никак не отразилось на их производстве инсулина, а у людей именно изменения в уровне инсулина в связи с ожирением приводят к диабету.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock
Image caption Запасти жир летом - дело не простое

Бактерии в кишечнике медведей, судя по всему, позволяют этим животным наращивать вес год за годом, без каких бы то ни было отрицательных последствий, как это случается у людей.