На Марсе рассмотрели следы древних цунами

• 19 мая 2016
На спутниковом снимке поверхности Марсе отмечены объекты, предложительно образовавшиеся в результате цунами Правообладатель иллюстрации Alexis Rodriguez
Image caption Спутниковые снимки показывают масштабные смещения осадочных пород, которые могли складываться на берегу древнего океана

Американские ученые полагают, что некоторые особенности рельефа Марса можно объяснить двумя крупными цунами, которые обрушились на поверхность планеты в прошлом.

Данные спутниковой съемки указывают на масштабное перераспределение осадочных пород ближе к краю обширной северной равнины Марса.

По мнению американских ученых, подобные геологические изменения могло оставить падение астероида или кометы в древнемарсианский океан, вызвавшее гигантскую волну цунами.

Эти события могли произойти не позже, чем 3 млрд лет назад. Климат на Марсе тогда был более теплым и влажным.

Сегодня Марс холоден и сух, и падение на него любого небесного тела приведет лишь к образованию пыльного кратера.

Ученые давно развивают теорию о том, что в северном полушарии Марса - там, где сейчас расположена плоская равнина, - при прежних, более благоприятных климатических условиях мог существовать океан жидкой воды.

Однако уязвимым местом этой теории до недавнего времени считалось отсутствие видимых следов береговой линии. Новое исследование предлагает объяснение этому обстоятельству.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock
Image caption Могли ли поверхность Марса в далеком прошлом омывать океанские волны?

Если цунами регулярно затапливали сушу, они могли смещать береговые осадочные структуры, пробивать новые русла и тем самым размывать очертания береговой линии с течением времени.

"Более четверти века невозможность выделения признаков береговой линии, которые бы систематически встречались на одинаковой высоте, рассматривалась как серьезное противоречие гипотезе о том, что приблизительно 3,4 млрд лет назад на Марсе существовал обширный океан", - говорит Алексис Пальмеро Родригес из Института планетологии в Тусоне, штат Аризона.

"Наше открытие предлагает простое решение этого противоречия: отложения, далеко разнесенные цунами, распределенные в широком диапазоне высот, вероятнее всего, характеризуют береговую линию океанов раннего Марса", - добавляет ученый.

Исследование доктора Родригеса и его коллег будет опубликовано в четверг в журнале Scientific Reports.