Пресса Британии: Сколько дач у Путина с Медведевым?

  • 1 февраля 2011

В обзоре британских газет:

На чью защиту встанет египетская армия?

Британская пресса продолжает следить за событиями в Египте, самой густонаселенной арабской стране, где вот уже неделю не прекращаются народные выступления против правления президента Хосни Мубарака.

В понедельник египетская армия объявила, что не будет использовать силу против "законных" требований демонстрантов провести демократические реформы.

Как отмечает Guardian, не очень ясно, что стоит за этим обещанием: либо попытка ослабить протесты, либо знак, что поддержка президента ослабла. Он полагается на армию как на гаранта стабильности своего режима.

Теперь, как пишет Guardian, когда протесты в стране ширятся, а США постепенно подвигаются к тому, чтобы бросить в беде своего союзника, у Мубарака осталось немного вариантов действий. Вчера он сделал перестановку в кабинете министров и попросил своего вице-премьера Умара Сулеймана начать диалог со всеми политическими партиями Египта для обсуждения конституционной и законодательной реформ.

Однако нет никаких признаков того, что Мубарак прислушался к призывам США - провести "полномасштабный диалог" или ЕС - начать переход к демократии посредством "свободных и честных" выборов, полагает газета.

Между тем премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху после встречи с канцлером Германии Меркель выразил перед журналистами опасения, что Египет может в результате перемен оказаться таким же радикальным, как и Иран.

В Вашингтоне, как сообщает Guardian, Барак Обама встретился к экспертами по арабскому Востоку в попытке нащупать направление, в котором новый Египет, без Мубарака, будет продолжать руководствоваться интересами США и соблюдать 30-летний мирный договор с Израилем.

Опасения биржевиков, что беспорядки в Египте могут нарушить поставки нефти, доставляемой через Суэцкий канал, взвинтили цены на нефть: впервые за два года стоимость барреля марки "брент" перевалила за стодолларовую отметку.

Как сказал в понедельник генеральный секретарь ОПЕК Абдулла Бадри, он не хотел бы повторения августа 2008 года, когда в начале мирового финансового кризиса цены на нефть подскочили до рекордных 147 долларов за баррель, однако пока не видит нужды в том, чтобы увеличить производство.

Аналитики объясняют рост цен и растущей тревогой инвесторов по поводу того, что беспорядки могут перекинуться на соседние страны - к примеру, на такого крупнейшего нефтепроизводителя, как Саудовская Аравия.

Guardian приводит слова аналитиков из Barclays Capital, предупредивших, что на танкеры могут быть совершены нападения, если ситуация будет ухудшаться. Если же к власти в Египте придет радикальное антизападное правительство, то оно вовсе может закрыть Суэцкий канал.

Пока же египетские власти заверили, что канал работает в нормальном режиме и охраняется вооруженной гвардией.

Эти необычные русские олигархи...

Daily Telegraph решила перехватить у Guardian пальму первенства по публикациям сенсационных сведений, добытых Wikileaks, уделив им несколько полос, включая и первую. Сведения эти разнообразны.

Согласно попавшим в распоряжение газеты данным, нефтяная компания BP совместно с миллиардерами-олигархами, являющимися совладельцами российского подраздедения компании, "систематически" рассматривала возможность создания новых предприятий в "странах-изгоях", включая Бирму, Кубу и Судан.

"Согласно секретным документам американского правительства, ТНК-BP изучала возможности разработкок в таких уголках мира, которые британский бизнес обычно не рассматривает из-за международных санкций, - пишет DT. - Когда же совет директоров ТНК-BP наложил вето на эти, из ряда вон выходящие, предложения, один из директоров с российской стороны "перепоручил" эти проекты своей собственной частной фирме".

Эти и прочие утверждения содержатся в документах, впервые раскрывающих всю подноготную непростой деятельности BP в России и те неоднозначные шаги, к которым приходилось прибегать ее руководству в отчаянных попытках получить доступ к новым месторождениям нефти.

Один документ, в частности, рассказывает, что противостояние между российскими партнерами и Бобом Дадли [тогдашним генеральным директором ТНК-BP, ныне главой BP] было столь велико, что после получения угроз в свой адрес ему пришлось срочно покинуть Россию и некоторое время скрываться. Подробно этому уделена соседняя страница, озаглавленная "Как глава BP бежал от российского Дарта Вейдера" с фотографиями Боба Дадли и председателя "Роснефти" Игоря Сечина.

Газета приводит замечание американского посла в России Уильяма Дж.Бернса, охарактеризовавшего запутанные отношения между руководством BP и русскими олигархами как "сагу о хитросплетении интриг".

Тут же DT помещает отдельный материал, основанный все на том же источнике и посвященный "живописному российскому олигарху, который сказал как-то управляющим директорам BP, что фильм "Крестный отец" - это для него "учебник жизни".

Речь идет о миллиардере, основателе "Альфа-группы" Германе Хане, который, как пишет DT, предстает в этих документах как одна из главных фигур в деятельности BP в России. Именно ему уделяют пристальное внимание служебные документы американского правительства, описывая его "необычный" стиль жизни, включая и поездку в его охотничий домик, "похожий на гостиницу Four Seasons, расположенную бог знает где".

...и их скромные лидеры

В Independent своя сенсация на российскую тему с броским заголовком "Российские лидеры владеют дворцами и особняками", но основанная не на Wikileaks, а на публикации в российском журнале "Коммерсант-Деньги". Согласно данным журнала, У Владимира Путина и Дмитрия Медведева на двоих имеется 24 резиденции в виде дворцов, вилл и особняков.

Как рассказывает Independent своим читателям, в русской блогосфере и либерально настроенных СМИ уже какое-то время обсуждаются всяческие тайные резиденции, принадлежащие этому влиятельнейшему тандему. Публикации начались после того, как в декабре прошлого года российский бизнесмен Сергей Колесников рассказал американской газете, что деньги на постройку дворца на Черном море (в Прасковьевке) были получены "путем взяток, подкупа и воровства".

Газета тогда сообщила, что видела подтверждающие это документы, однако представитель премьер-министра опроверг утверждения о том, что строительство в Прасковьевке имеет какое-либо отношение к Путину.

Несмотря на это, фотографии дворца с колоннами, фресками и антиквариатом появились в прошлом месяце в ruleaks.net - портале, позиционирующем себя как российский Wikileaks. ruleaks, правда, сообщил, что не может с точностью утверждать, кому именно принадлежит дворец.

Independent поясняет, что те, кто хорошо знаком с российской политикой, не верят в рассказ Колесникова хотя бы потому, что столь смелые заявления вряд ли можно ожидать от того, кто сам в недавнем прошлом во всем этом участвовал.

Что вполне возможно, так это то, что "утечка" - это часть закулисной борьбы между приближенными, лояльными Путину и Медведеву, и ведется она, естественно, с учетом президентской гонки 2012 года, пишет издание.

Косвенно это подтверждается тем, что спустя некоторое время после "утечки" про дворцы в прессе появилась информация о шикарной яхте Медведева.

Газета сообщает, что российские чиновники вынуждены заполнять декларации о доходах, но на многие из них смешно смотреть, так как люди, ведущие роскошный образ жизни, рапортуют о весьма скромных доходах.

Так, премьер-министр Путин указал, что за 2009 год он заработал 3 миллиона 880 тысяч рублей (около 50 тысяч долларов), тогда как его жена - всего 7 долларов.

Кто попал в "черный список" Евросоюза

В понедельник Евросоюз наложил визовый запрет на президента Лукашенко и еще 157 белорусских чиновников. Сделано это в ответ на жесткие меры, которые были применены к представителям оппозиции, пытавшимся оспорить результаты прошедших в декабре прошлого года президентских выборов.

В заметке корреспондента Times перечисляются некоторые имена из этого списка, в частности, главы белорусского КГБ Вадима Зайцева, а также старших сыновей президента Виктора и Дмитрия.

Лукашенко, который в попытке избежать санкций только что отпустил из заключения некоторых оппозиционеров, теперь пообещал ЕС это припомнить. Впрочем, ЕС не стала прибегать к экономическим санкциям и не включила в черный список министра иностранных дел Белоруссии Сергея Мартынова.

Times приводит в связи с этим словам неназванного европейского дипломата: "Мы хотим оставить возможности для маневра. Среди плохих белорусских парней глава МИДа не самый плохой".

Times сообщает, что среди отпущенных из тюрьмы оппозиционеров - известная журналистка Ирина Халип. После шести недель, проведенных в заключении, она смогла наконец воссоединиться со своим трехлетним сыном, которого белорусское КГБ грозилось передать в детский дом.

Сейчас, по данным Times, Халип находится в своей квартире под домашним арестом. Ей запрещено контактировать с внешним миром, как и с оставшимся в заключении мужем Андреем Санниковым, бывшим кандидатом в президенты.

Белорусские власти обвиняют Халип и Санникова, как и еще 30 других лидеров оппозиции, в организации массовых беспорядков, что может грозить им 15-летним сроком. В минувшие выходные на тех же условиях, что и Халип, был отпущен другой кандидат в президенты, 64-летний поэт Владимир Некляев.

Обзор прессы подготовила Катерина Архарова, bbcrussian.com