Пресса Британии: о деньгах Путина говорить нельзя

  • 8 февраля 2011

В обзоре британских газет:

Расплата за слова

Одной из главных тем Guardian - вполне предсказуемо - стала высылка из России ее корреспондента Люка Хардинга.

Возвращаясь из Лондона, куда он ездил на два месяца и откуда освещал публикацию американской дипломатической переписки сайтом Wikileaks, Хардинг был остановлен на границе, ненадолго помещен в камеру, а затем посажен на обратный рейс.

Паспорт Хардингу вернули в самолете, причем с аннулированной визой.

Guardian напоминает, что последний раз британского журналиста высылали из России, а точнее из СССР, еще в 1989 году. Правда, добавляет, что власти постсоветской России несколько раз отказывали британским журналистам в визах. Одним из них стал Том де Вааль. Тогда власти сослались на опасения относительно "госбезопасности".

Официальных объяснений произошедшего с Хардингом пока не поступало, однако в Guardian уверены, что поводом для высылки стала его профессиональная деятельность. Тем более, что случившемуся предшествовали другие настораживающие инциденты.

Так, в апреле 2010 года Хардинга ненадолго задержали в Ингушетии.

"Хотя западные репортеры не подвергаются столь же серьезным опасностям, как их российские коллеги, некоторые из которых были убиты, расследуя коррупцию, лежащую в основе государства Путина, англогоязычные корреспонденты в Москве внимательно следят за тем, что и как они передают", - пишет издание.

"Опасные темы включают упоминание предположений о личном состоянии Путина, любые обсуждения причастности высших чиновников к коррупции, а также утверждения, из которых может следовать, что Кремль заранее знал о подготовке убийства Александра Литвиненко", - уточняет Guardian.

В редакционной статье Guardian напрямую связывает высылку Хардинга с его публикациями о России на основе документов Wikileaks. В частности, именно его именем была подписана статья о депеше, в которой Россия при премьере Владимире Путине называлась "мафиозным государством".

"Этот доклад обобщал мнение людей, которые в силу своих должностных обязанностей много знали о России. Это не были мнения Guardian, но опубликовать их стоило, поскольку они отражали взвешенное суждение [...] людей, чья работа состоит в том, чтобы понять Россию".

"Какое-то время казалось, что советские способы контроля и управления иностранной прессой навсегда исчезли в новой России, - констатирует газета. - Старые времена постепенно вернулись".

"Высылка Люка Хардинга, удручающая как для репортера, чья любовь к русскому народу не может быть поставлена под сомнение, так и для газеты, которая шла в первых рядах, расширяя контакты с российскими СМИ в более светлые времена, - это действительно плохой знак", - заканчивает редакционную статью Guardian.

Сам Хардинг заявил, что "ехал в Россию без предубеждений". "Мне жаль уезжать в этих условиях. Но я не думаю, что журналистам стоит соглашаться на самоцензуру", - добавил он.

Воры-кинолюбители?

В продолжение российской темы Guardian пишет о произошедшей в Германии таинственной краже компьютера, на жестком диске которого был записан документальный фильм режиссера Кирилла Туши о Михаиле Ходорковском.

В оргкомитете международного кинофестиваля Берлинале уже заявили, что у них имеется резервная копия, так что фильм все равно покажут.

Guardian пишет, что фильм у Таши крали дважды. Первый раз неизвестные ограбили его номер в отеле.

"Хотя у полиции нет улик, есть подозрение, что кража была предпринята с политической целью и является частью российской кампании против критиков [властей]", - пишет Guardian.

Times, которая тоже не обошла вниманием случившееся, пишет, что Таши с самого начала пытались помешать снять его фильм.

"Мы подверглись нападению трех мужчин в поезде по дороге из Новосибирска в Читу, - цитирует режиссера газета. - Они были из местного подразделения КГБ. Они точно знали, кто мы и что мы собирались делать. Это было очень страшно".

В аннотации к фильму говорится об "одиссее Ходорковского", прошедшего путь от комсомольского лидера до капиталиста и ставшего впоследствии самым известным узником России.

На его создание ушло около пяти лет.

Египетский фаворит

В свете продолжающихся антиправительственных выступлений в Египте Daily Telegraph публикует предоставленные ей Wikileaks документы, свидетельствующие, что Израиль хотел бы видеть следующим лидером Египта его нового вице-премьера Омара Сулеймана.

Согласно документам, во время переговоров по ближневосточному мирному урегулированию бывший глава внешней разведки Египта заявил, что готов допустить израильские войска на территорию Египта, чтобы положить конец контрабанде оружия для группировки ХАМАС в секторе Газа.

Высокопоставленный советник израильского министерства обороны сообщил сотрудникам посольства США в Тель-Авиве, что на делегацию Израиля во главе с Эхудом Бараком Сулейман произвел благоприятное впечатление.

В депеше американского посольства, датированной августом 2008, говорится: "Израильтяне полагают, что Сулейман будет по меньшей мере временным президентом Египта в случае смерти или лишения полномочий Мубарака... Нет сомнений в том, что Израиль более всего благоволит именно кандидатуре Омара Сулеймана".

Как эта утечка может сказаться на шансах Сулеймана занять пост президента страны, Daily Telegraph не пишет.

Засилье российских трейдеров

Financial Times пишет о наплыве российских нефтяных трейдеров в Швейцарию.

Как сообщает газета со ссылкой на высокопоставленных представителей бизнес-кругов, в стране появляется все больше представительств российских компаний.

По данным газеты, за последние две недели в Женеве и в Цюрихе офисы для торговли нефтью открыли "Роснефть" и "Башнефть". До сих пор все подобные операции они совершали из Москвы.

Кроме того, как напоминает газета, о своих планах начать торговать нефтью из Женевы в ноябре заявляла ТНК-BP.

Приход крупных российских игроков позволяет Женеве обогнать Лондон в звании центра в торговле нефтью, пишет газета. Два города соревнуются за этот титул еще с 1970-х годов.

В прошлом веке лидировал Лондон, однако в этом свою долю рынка стала уверенно отнимать Женева.

Тем не менее, как подчеркивает издание, пока не совсем ясно зачем "Роснефти" свой трейдинговый офис в Швейцарии, ведь до последнего времени большинство операций компания проводила через фирму Gunvor, принадлежащую Геннадию Тимченко, которая уже находится в Швейцарии.

Ген розовых очков

Daily Telegraph уделяет особое внимание новому открытию ученых из университета Мичигана, выяснившихх, что склонность к пессимизму передается по наследству.

Они выяснили, что склонность воспринимать мир в плохом или хорошем свете определяется определенным веществом в головном мозге - чем этого вещества больше, тем радужнее кажется мир.

Ученые полагают, что уровень этого вещества запрограммирован генетически. Это открытие, полагают они, может помочь в диагностировании и предотвращении развития психических заболеваний.

Ну а в Daily Telegraph из открытия делают другой вывод: если вам все не по душе, вы теперь знаете кого винить - своих родителей и их ген пессимизма

Обзор подготовили Мария Гречанинова, Михаил Терновых, bbcrussian.com