Скандал с прослушкой привел к закрытию News of the World

  • 7 июля 2011

Газета News of the World закрывается

News of the World Правообладатель иллюстрации Getty Images
Image caption Руководство газеты уверяет, что всецело сотрудничает с полицией

В воскресенье выйдет последний номер бульварной газеты News of the World. Об этом решении объявил сам председатель совета директоров медиагруппы News International Джеймс Мердок.

Закрытие таблоида напрямую связывают со скандалом о незаконном прослушивании телефонов политиков, знаменитостей, и, как недавно выяснилось, даже родственников жертв лондонских взрывов 7 июля 2005 года.

В четверг полиция сообщила, что намерена опросить около четырех тысяч человек, чьи имена фигурируют в конфискованных документах газеты.

Британское правительство заявило, что оно никоим образом не причастно к решению о закрытии издания.

Эта тема обсуждается на форуме bbcrussian.com

News of the World издавалась 168 лет и была самой читаемой воскресной газетой в Великобритании с тиражом около 2,8 млн экземпляров в неделю.

Она специализировалась на освещении различных скандалов с участием знаменитостей.

Правообладатель иллюстрации bbc
Image caption По словам Джеймса Мердока, весь сбор от последнего номера пойдет на благотворительность

В последнем номере газеты не будет размещено никакой рекламы, а все освободившиеся страницы будут отданы под объявления благотворительных организаций.

Сбор от последнего номера также пойдет на благотворительные нужды.

"Хотя мы вряд ли сможем в полной мере компенсировать причиненный ущерб, на наш взгляд было бы правильным весь, до последнего пенса, сбор от продажи последнего номера отдать в пользу организаций, которые занимаются улучшением условий жизни в Британии", - заявил Мердок.

Что касается ближайшего будущего коллектива газеты, то в News International пока отказываются комментировать информацию о том, что ее место займет другой таблоид группы - газета Sun, которая будет выходить семь раз в неделю вместо шести.

"Что касается Sun, то это вопрос будущего, - заявила представительница News International.

Она также отказалась подтвердить, будут ли уволены сотрудники опальной газеты, а их около 200 человек, отметив лишь, что "им будет предложено подавать заявки на другие должности внутри компании".

По словам редактора политического раздела газеты Дэвида Вудинга, который пришел работать в издание полтора года назад, это была фантастическая газета.

"Они выгнали всех плохих людей. Они пригласили на работу отличного нового редактора, Колина Майлера, и его заместителя, Викторию Ньютон, которые не запятнаны ничем из того, что происходило в прошлом", - уверяет Вудинг.

"В газете и так не осталось практически никого от старого режима. Там только незапятнанные, прекрасные, талантливые, профессиональные журналисты, которые каждую неделю делают отличную газету, - продолжает Вудинг. – И вот теперь мы расплачиваемся за то, что произошло шесть лет назад при старом режиме".

В своем обращении к сотрудникам News of the World Джеймс Мердок - сын владельца NI Руперта Мердока - отметил, что все то хорошее, что было сделано газетой, "затмилось ошибочным решением, и если недавние обвинения подтвердятся, то такому бесчеловечному поведению не место в нашей компании".

"News of the World всегда призывала к ответу других, однако опозорилась, когда дело дошло до нее самой", - подчеркнул Мердок.

"В 2006 под следствие попали два человека, оба отправились в тюрьму, однако News of the World и News International не смогли добраться до первопричины повторявшихся нарушений, которые происходили в обход принципов и законных оснований", - заявил Джеймс Мердок.

"Злоумышленники сделали из хорошего журналистского коллектива плохой, но это не было до конца осознано и искоренено. В результате News of the World и News International ошибочно продолжали настаивать, что все дело было в одном репортере", - добавил он.

Мы допустили и ряд других ошибок, признался Джеймс Мердок, когда газета предоставила отчет парламенту, не располагая при этом всем объемом информации по данному вопросу.

"Тогда по моему распоряжению компания выплатила внесудебные компенсации. Сейчас я понимаю, что не располагал достаточной информацией, это была ошибка, о которой я горько сожалею", - признался Мердок.

"Таким образом, после консультаций с высокопоставленными коллегами я решил принять дальнейшие жесткие меры в отношении газеты, и в воскресенье выйдет ее последний выпуск", - подытожил Мердок.

Член парламента от лейбористской партии Том Уотсон в интервью Sky News назвал развитие событий "победой порядочных людей во всей стране", которые помогли избавиться от News of the World.

Однако министр юстиции Кен Кларк был настроен более пессимистично, заявив: "Они собираются лишь переименовать ее".

А бывший заместитель премьер-министра лорд Прескотт, заявивший, что его телефон тоже прослушивали, и вовсе назвал решение о закрытие газеты пустым звуком.

В апреле News of the World признала, что перехватывала сообщения голосовой почты известных людей в поиске сенсационных историй.

Этому предшествовали многие годы упорных слухов о том, что такая практика имеет место, и нажим со стороны людей, полагавших что они стали жертвами такой практики.

В январе 2007 года редактор отдела придворной хроники издания Клайв Гудман и частный детектив Гленн Малкэйр были приговорены к тюремным срокам, когда выяснилось, что они вели прослушивание разговоров помощников принца Уильяма.

Следователи конфисковали в доме у Малкейра большой список общественных деятелей и знаменитостей, которыми интересовалась газета.

Скандал достиг своего пика на этой неделе, когда стало известно, что телефон пропавшей и позже найденной убитой школьницы Милли Доулер также был на прослушке у газеты.

В среду премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон пообещал провести новое расследование, однако подробности предпринимаемых мер не уточнил.

Скандал с NoW в вопросах и ответах

Правообладатель иллюстрации AFP
Image caption С каждым днем открываются новые имена людей, ставших жертвами послушки

Скандал, связанный с незаконным прослушиванием телефонов общественных деятелей, жертв преступлений и их родственников работниками британского бульварного издания News of the World (NoW) привел к решению о закрытии издания.

Какие основные вопросы подняла эта история?

Редактор отдела по делам королевской семьи NoW Клайв Гудман и частный детектив Глен Малкэйр были приговорены к тюремному заключению в 2007 году. Суд признал их виновными в перехвате нескольких сотен голосовых сообщений, оставленных на мобильных телефонах помощников членов королевской семьи.

В результате расследования дела, начавшегося в 2005 году, полицейские выяснили, что практика прослушивания была широко распространена в издании, которое получило незаконный доступ к телефонам политиков, знаменитостей и даже жертв преступлений и членов их семей.

6 июля 2011 года премьер-министр Дэвид Кэмерон пообещал провести всестороннее расследование всех случаев незаконной прослушки, а начальник полиции заявил о том, что полицейские, которые получали вознаграждение от издателя NoW компании News International, будут наказаны.

Довольно безобидная история NoW о травме колена принца Уильяма была первым индикатором того, что в воскресном таблоиде что-то происходит.

История, опубликованная в ноябре 2005 года вызвала опасения, что голосовые сообщения людей, связанных с принцем, перехватываются.

Тогда же и началось расследование.

В январе 2007 года Клайв Гудман был приговорен к четырем месяцам тюремного заключения, Глен Малкэйр был заключен под стражу на полгода.

Сразу после оглашения приговора тогдашний главный редактор газеты Энди Коулсон ушел в отставку, заявив при этом, что ничего не знал о существовавшей практике.

В июле 2009 года стали снова появляться сообщения о незаконной прослушке телефонов.

По сообщению издания Guardian, журналисты NoW получили незаконный доступ к телефонам около 3 тысяч деятелей шоу-бизнеса, политиков и спортсменов.

Однако полиция и Комиссия по жалобам на прессу не нашли новых улик.

Скандал вызвал шквал общественного возмущения, когда выяснилось, что жертвы преступлений и члены их семей - включая родственников жертв взрывов в Лондоне 7 июля 2005 года, убитой девочки Милли Доулер, а также родителей двух других убитых девочек Холли Уэллс и Джессики Чэпмен - были среди тех, чьи телефоны также прослушивались.

Новые обстоятельства вскрылись после того, как все больше и больше знаменитостей и общественных деятелей начали выступать с заявлениями о том, что их телефоны подверглись незаконной прослушке.

Некоторые подали в суд не только на NoW, но и на полицию - за то, что она не смогла провести полное расследование.

В Великобритании перехват голосовых сообщений мобильной связи является противозаконным. Если руководители NoW действовали незаконно, отдавая поручение Малкэйру перехватывать сообщения, то они будут привлечены к ответственности.

Продолжающиеся обвинения могут нанести серьезный удар по полиции, политикам и бизнес-интересам владельца NoW Руперта Мердока.

News International заявила о том, что приветствует намерение премьер-министра провести всесторонне независимое расследование на предмет соблюдения этических норм в средствах массовой информации. Она также пообещала содействовать полиции в проводимом расследовании.

10 апреля 2011 года официальные извинения за перехват голосовых сообщений были размещены на сайте NoW и на второй странице газеты.

В заявлении говорилось, что поведение издания в прошлом вызывает "истинное сожаление".

Компания также выплатила компенсацию за причиненный ущерб нескольким знаменитостям.

Помимо помощников членов королевской семьи, в ходе "дела Гудмана" выяснилось также, что частный детектив взломал систему защиты сообщений издателя Макса Клиффорда, супермодели Эль Макферсон, известного депутата британского парламента либерал-демократа Саймона Хьюза, футбольного агента Скайлета Эндрю и исполнительного директора Профессиональной футбольной ассоциации Гордона Тейлора.

Тейлор и Клиффорд подали в суд на NoW и получили 700 тысяч и один миллион фунтов компенсации соответственно.

Недавно выяснилось, что жертвы преступлений и их родственники также оказались вовлечены в скандал.

Множество обвинений касаются первоначального следствия по делу Глена Малкэйра. Детективы изъяли документы в доме Малкэйра, в которых содержались личные данные многих общественных деятелей и знаменитостей.

Многие из них начали судебное преследование издания.

News International также передала полиции сообщения электронной почты, которые показывают, что Энди Коулсон, в бытность главным редактором издания, санкционировал выплаты денежных средств полицейским, что само по себе незаконно.

Футбольный эксперт Энди Грей согласился на компенсацию в размере 20 тысяч фунтов плюс судебные издержки, актриса Сиенна Миллер согласилась на компенсацию в размере 100 тысяч помимо судебных издержек. Кроме того, издание принесло ей официальные извинения.

Бывший заместитель премьер-министра лорд Прескотт, бывший заместитель главы британской полиции Брайан Пэддик, депутат-лейборист Крис Брайант и журналист Брендан Монтаг подали запрос на проведение расследования того, как полиция занималась делом о прослушке.

Бывший премьер-министр Гордон Браун обратился в полицию в надежде узнать, прослушивались ли голосовые сообщения его мобильного телефона.

В июле 2009 года газета Guardian написала о том, что журналисты NoW получили доступ к голосовой почте около 3 тысяч общественных деятелей.

В этом списке значились депутат и бывший член правительства лейбористов Тесса Джоуэл, мэр Лондона Борис Джонсон, актеры Хью Грант и Гвинет Пэлтроу, певец Джордж Майкл, бывший футболист Пол Гаскойн, бывшая жена Пола Маккартни Хизер Милс и многие другие.

В 2009 году заместитель главы лондонской полиции Джон Йейтс принял решение о том, что необходимости в возобновлении расследования нет, поскольку были основания полагать, что те, чьи телефоны прослушивались, были об этом оповещены и сами предпринимали судебные действия.

Однако в январе 2011 года в результате растущего давления общества британские правоохранительные органы все же возобновили следствие с тем, чтобы изучить "новую важную информацию".

Старший барристер Элисон Левит должна была вновь изучить все данные, собранные полицией.

В тот же день из NоW был уволен редактор отдела новостей Иэн Эдмондсон.

Эдмондсон и главный репортер издания Невил Терлбек, который был также арестован по подозрению в сговоре с целью перехвата голосовых сообщений, были отпущены под залог до сентября 2011 года. Несколько дней спустя был арестован еще один репортер издания Джеймс Уэзерап по тому же обвинению.

Американская газета New York Times опубликовала статью, в которой говорилось о том, что практика незаконного прослушивания была широко распространена в NoW.

Один из бывших репортеров NoW Шон Хоар заявил в интервью Би-би-си о "систематическом характере" незаконной прослушки. Хоар также обвинил бывшего главного редактора NoW Энди Коулсона, который позже стал пресс-секретарем Дэвида Кэмерона, в том, что он лично давал указания прослушивать телефоны.

Издание выступило с опровержением всех обвинений.

Новый поворот дела ставит под сомнение утверждения NoW о том, что осужденный Клайв Гудман был "репортером-отщепенцем", который единственным из всех журналистов издания знал о происходящем.

В феврале комитет палаты общин по вопросам культуры, СМИ и спорта обвинил NoW в "коллективной амнезии". В комитете посчитали, что не может быть такого, чтобы никто в издании не знал о происходящем.

Многие общественные деятели, включая лейбористов, в последнее время призывали к проведению всестороннего расследования.

Адвокат семьи погибшей девочки Милли Доулер Марк Льюис заявил, что у издания отсутствуют представления о гуманизме.

"То, что они (NoW) были готовы действовать такими гнусными методами, которые ставили под угрозу расследование полиции и давали ложную надежду, вызывает презрение", - сказал адвокат.

Возможно, будет проведено два дополнительных расследования - одно будет касаться того, как полиция расследовала первоначально это дело в середине 90-х годов, а второе - действий руководителей издания.

Однако возможен и сценарий, при котором будет одно всеобъемлющее расследование под руководством судьи.

Однако новое расследование возможно лишь по окончании нынешнего, которым занимается исключительно полиция.

Многие политики и общественные деятели призывают Ребекку Брукс, главного редактора NoW в тот момент, когда якобы издание получило доступ к телефону Милли Доулер, покинуть свой нынешний пост генерального директора News International.

Ребекка Брукс отказалась подать в отставку, назвав обвинения в прослушивании голосовых сообщений телефона Милли Доулер "настолько ужасным, что в них невозможно поверить" и пообещала предпринять "самые решительные меры", если обвинения будут доказаны. Она подчеркнула, что ничего не знала о существовавшей практике.

Однако компания уже сейчас столкнулась с серьезными проблемами.

Целый ряд компаний приостановил размещение рекламы в NoW. Среди них банки Lloyds TSB и Halifax, автомобилестроительные компании Vauxhall и Ford, а также туристическое подразделение Virgin Holidays.

Доступ к телефонам других людей по закону от 2000 года (Regulation of Investigatory Powers Act) является преступлением. Также взлом телефона другими лицами является противозаконным и по закону от 1990 года (Computer Misuse Act).

Британские спецслужбы могут прослушивать телефоны граждан по решению суда.

Роль полиции в деле о прослушке

Правообладатель иллюстрации PA
Image caption Шеф лондонской полиции сэр Пол Стивенсон хочет выкорчевать коррумпированных офицеров

Надзором за расследованием обстоятельств, при которых, как утверждается, газета News of the World платила полицейским за ценную информацию, будет заниматься Независимая комиссия по рассмотрению жалоб на полицию (IPCC).

Заместитель председателя IPCC Дебора Гласс пообещала, что лично проследит за ходом дела, чтобы оно имело "независимый характер".

В руководстве полиции Лондона сообщили, что официально передали Комиссии соответствующие документы, полученные от владельцев таблоида, компании News International.

Сама газета утверждает, что в ближайшее время по делу о незаконном прослушивании будет арестовано несколько человек.

Шеф столичной полиции сэр Пол Стивенсон также подтвердил, что попросил IPCC вести наблюдение за внутренним расследованием.

"Обвинения подразумевают, что небольшая группа офицеров полиции могла получать незаконное денежное вознаграждение, что равносильно коррупции", - заявил сэр Пол в интервью Би-би-си.

"Конечно, с моей стороны было бы глупо верить, что из 55 тысяч сотрудников полиции не наберется горстка коррумпированных офицеров, - признался шеф полиции, - но если обвинения подтвердятся, я намерен вывести их на чистую воду и предать суду. Я с самого начала хотел, чтобы это дело было абсолютно прозрачным, поэтому уже 22 июня мы передали его на рассмотрение IPCC".

В свою очередь Дебора Гласс подчеркнула, что разделяет тревогу общественности в связи с тем, что газета могла подкупить офицеров полиции.

"Совершенно необходимо, чтобы виновные полицейские были выявлены, - отметила она, - и я лично буду следить за ходом расследования, чтобы удостовериться, что предприняты все необходимые меры для выявления всех причастных к этому делу".

Подробности якобы имевших место выплат офицерам полиции со стороны News of the World вскрылись в среду, когда News International направила в полицию электронное послание по результатам собственных внутренних проверок.

В этом послании предположительно сообщалось, что несколько полицейских получили от газеты десятки тысяч фунтов стерлингов.

Утверждается также, что эти выплаты одобрил бывший представитель премьер-министра Дэвида Кэмерона Энди Коулсон в бытность свою редактором таблоида.

Как утверждает газета Evening Standard, деньги выплачивались сотрудникам полиции, занимавшим "важные посты", в обмен на конфиденциальную информацию.

Газета предполагает, что в ближайшие дни следует ожидать арестов нескольких полицейских и "высокопоставленных сотрудников" News of the World.

Новости по теме