Пресса Британии: вопрос власти в Египте далеко не решен

  • 25 июня 2012

В обзоре британских газет:

Станет ли Египет маяком региона?

Победе на выборах в Египте лидера умеренного исламского движения "Братья-мусульмане" Мохаммеда Мурси уделяют внимание все британские газеты.

Как пишет Financial Times в своем редакционном комментарии, с тактической точки зрения было весьма дальновидно со стороны Высшего совета вооруженных сил Египта оставить в силе результаты президентских выборов.

Военные знали, что Морси выиграл с небольшим, но заметным перевесом голосов, и если бы с этим перевесом не посчитались, то это было бы глупостью поистине "фараонского размаха".

Перед президентом Мурси стоят следующие неотложные задачи: восстановить в стране безопасность после почти полутора лет беспорядков, заставить работать замороженную экономику и привлечь инвестиции. Плюс к этому получить доверие той части египтян, которая с глубоким недоверием относится к скрытным целям представляемого им движения "Братья-мусульмане".

Однако вопрос о том, кто же на самом деле будет управлять Египтом, далеко не решен, полагает газета, поскольку какие именно полномочия будут у нового президента - вопрос дискуссионный.

Пока что военный совет распустил парламент страны и присвоил себе законодательные полномочия, и проблема в том, что в Египте образовались два враждующих центра власти, а так продолжаться не может.

Как "братья", так и военные должны подумать о будущем и гарантировать своим гражданам равные права и возможности.

FT заключает, что сейчас для Египта настал исторический момент, который покажет, сможет ли эта, наиболее населенная и важная арабская страна региона вновь занять свое былое место и стать культурным маяком региона.

"Человеческое лицо" борьбы с диктатом кино- и телеиндустрии

Guardian пишет о необычном шаге, на которой пошел основатель портала Wikipedia Джимми Уэльс: он призвал главу министерства внутренних дел Британии Терезу Мэй пересмотреть решение об экстрадиции в США британского студента Ричарда О'Дуайера, обвиняемого США в нарушении копирайта.

24-летнему студенту Университета Халлам в Шеффилде О'Дуайеру грозит 10 лет американской тюрьмы за создание сайта TVShack.net, с которого пользователи могли переходить на другие веб-порталы и бесплатно смотреть фильмы и телепередачи.

Начиная кампанию в интернете в поддержку британского студента Джимми Уэльс сказал, что О'Дуайер - это "человеческое лицо" глобальной борьбы между интересами кино- и телеиндустрии и широкой публики, которая достигла апогея во время акций протеста интернет-пользователей против предложенных в США законопроектов о противодействии пиратству в интернете: Sopa (Stop Online Piracy Act) и Pipa (Protect Intellectual Property Act).

Guardian обильно цитирует письменное обращение Уэльса: "Учитывая хлипкие обвинения, выдвинутые против него [Ричарда О'Дуайера], это возмутительно, что его экстрадируют в США, чтобы он там предстал перед законом за правонарушение, за которое его не преследуют здесь. Никто из американских граждан никогда не передавался в Британию по обвинению в правонарушении, которые было совершено на американской земле".

Уэльс также указывает, что раз активистам-пользователям интернета удалось выиграть битву против принятия законопроектов Sopa и Pipa, то они смогут отстоять и эту битву, но только совместными усилиями.

ГАЗ: курс на возрождение

Times сообщает о только что заключенной сделке на сумму 190 млн евро между промышленной группой "Горьковский Автомобильный Завод" и немецким концерном Daimler на производство в России фургонов Mercedes-Benz и двигателей.

Уже в первой половине будущего года на предприятии ГАЗ в Нижнем Новгороде начнется сборка фургонов Sprinter. Немецкий автоконцерн вложит 100 млн евро, оставшееся - принадлежащая Олегу Дерипаске группа ГАЗ.

Эта сделка, как отмечает газета, отражает быстрорастущий спрос в России на средние и крупногабаритные фургоны и микроавтобусы. По легковым автомобилям Россия пока является вторым по величине рынком в Европе, однако через несколько лет, вероятно, выйдет на первое место.

Как пишет газета, автогигант ГАЗ, построенный 80 лет назад совместно с американским заводом Ford, перестал собирать автомобили в 2008 году после резкого падения спроса на отечественные модели. В последнее время с его конвейеров сходят машины иностранных марок, которые cобираются по контракту с такими автопроизводителями как Skoda, Volkswagen и General Motors.

Как заявил газете исполнительный директор предприятия Бо Андерсон (бывший в прошлом главой концерна GM), Горьковский автозавод в течение многих лет был убыточным, однако он намерен изменить ситуацию.

Как сохранить беспристрастность и заработать деньги

Independent выносит на первую полосу эксклюзивный материал, о том, что менеджмент Би-би-си ориентирует журналистов-новостников на поиск коммерчески выгодных идей.

"2400 сотрудников, работающих в подразделении глобальных новостей, включая и Всемирную службу Би-би-си, получили установку на то, что они отныне должны "использовать новые коммерческие возможности [и] максимально увеличивать рыночную цену производимого журналистского продукта", - говорится в заметке Independent.

В руки газеты попало электронное письмо, разосланное директором подразделения глобальных новостей Питером Хорроксом своим сотрудникам, в котором говорится, что их ежегодная профессиональная аттестация будет отчасти зависеть от их способности генерировать доход для компании.

"Я бы хотел, чтобы каждый из вас внес вклад в достижение этих целей, - цитирует газета выдержки из этого послания. - Сообщите нам, если у вас есть какие-то мысли по поводу того, как мы могли бы развить свой коммерческий потенциал и приумножить доходы".

Газета выражает обеспокоенность тем, сможет ли Би-би-си в будущем сохранять независимость и беспристрастность и сообщает, что в настоящее время деятельность корпорации находится под пристальным вниманием Независимого совета по телекоммуникациям Ofcom, который расследует, каким образом ее руководство допустило, что ряд документальных фильмов и программ, сделанных по заказу BBC World News, оказались "небеспристрастными с коммерческой точки зрения". Би-би-си уже принесло извинения за некоторые серьезные редакционные нарушения.

Independent напоминает, что корпорации пришлось урезать расходы после того, как правительство постановило до 2016 года не повышать размер телевизионной пошлины, взимаемой с каждого владельца телевизора, за счет которой в большой мере и существует Би-би-си. В результате этого расходная часть бюджета корпорации должна в течение пяти лет уменьшиться на 20%, что заставляет руководство искать новые пути финансирования.

Сама корпорация отвергла обвинения в том, что новые цели и задачи поставят под удар ее редакционные ценности.

"Задача Би-би-си как общественного вещателя предоставлять объективные и независимые новости всегда будет превалировать над более общими коммерческими задачами и ничто в приведенном электронном послании не свидетельствует об обратном", - сказано в заявлении Би-би-си.

Обзор подготовила Катерина Архарова, bbcrussian.com