Пресса Британии: откуда обстреливали Украину

  • 18 февраля 2015

В обзоре британских газет:

  • Украинских военных, вероятно, обстреливали с территории России
  • Путин следует заветам Дугина
  • Для полета на Марс готовятся пятеро британцев
  • Кто лучше: Би-би-си или "Аль-Джазира"?

Украинских военных обстреливали с территории России?

Газета Guardian публикует результаты исследования британского проекта гражданской журналистики Billingcat, в котором с помощью фотографий из космоса, специального программного обеспечения и свидетельств очевидцев анализируются артиллерийские удары по позициям украинской армии в период с 14 июля по 8 августа прошлого года.

Украинские военные тогда попали под череду мощнейших ракетных обстрелов, которых они никак не ожидали со стороны сепаратистов. Но на самом деле это был совсем другой противник, пишет газета. Россию давно обвиняют в том, что она засылает на территорию Украины своих солдат, поставляет сепаратистам оружие и боеприпасы, а также военную технику. Но по мнению Guardian, до сих пор появлялось мало публикаций об обстрелах Украины непосредственно с территории России - что можно было бы считать прямым объявлением войны.

Именно эти удары, поддержанные затем наземными боевыми средствами, позволили остановить успешное продвижение сил украинских военных на Донецк и Луганск, а затем и отбросить их - после чего территория самопровозглашенных "республик" существенно расширилась.

Команда журналистов Billingcat изучила изображения воронок от взрывов снарядов, рассчитала вероятную траекторию снарядов и в месте их предполагаемого запуска на фотографиях были обнаружены следы от техники, похожие на те, которые оставляют российские системы залпового огня.

И за одним исключением, все эти места запусков находятся на российской территории. Более того, по следам машин можно определить, что стреляли не заехавшие с украинской территории сепаратисты, а именно российские военные.

По словам военного эксперта, которого Guardian попросила проанализировать исследование Billingcat, определение траектории снарядов по фотографиям воронок от взрывов не может считаться надежным методом, но зато зафиксированные на фотографиях следы военных машин на огневых позициях - это неопровержимый аргумент.

Путин следует заветам Дугина

Еще одна хорошая неделя для Владимира Путина - так оценивает последние события обозреватель газеты Times Роджер Бойес. Ампутация Украины проходит нормально, так что нет необходимости заводить двигатели его танков, считает Бойес. На перемирии можно сэкономить топлива. А еще он снова вхож в европейские дипломатические салоны.

Ангела Меркель снова говорила с Путиным по телефону, а сам он успешно съездил в Будапешт, объясняет Бойес. Вот так быстро все может измениться. Только вы были парией, с которым никто не хочет знаться, кроме "ужравшегося Жерара Депардье". И вдруг раз - вы уже Мистер Конгениальность-2015.

Кремль весь прошлый год демонстрировал способность по желанию то "включать", то "выключать" украинский кризис. Сейчас же он поставил его на "паузу", считает обозреватель Times.

Российский президент изменил тактику частично потому, что хочет утвердиться в том, чего уже достиг, но также и потому, что его идеологией является маневрирование между Западом и Востоком. Российская идентичность заключается в евразийстве, этой смеси, которая позволяет Москве не связывать себя ни европейскими условностями, ни азиатскими стандартами. Власти современной России следуют заветам идеолога националистов Александра Дугина, который говорил: "Тот, кто правит Восточной Европой, владеет Сердцем земли; тот, кто правит Сердцем земли, правит миром". Для Кремля это означает, что война за Украину - лишь часть более масштабной борьбы, в которой против России выступает весь западный мир.

Роджер Бойес считает, что в ближайшие месяцы главной целью российской дипломатии станет Китай, с помощью которого Путин, по словам журналиста, попытается компенсировать негативный эффект от санкций.

"Запад в нем ошибся. Возможно, он и выглядит как пария, но он расширяет свое влияние", - делает вывод Роджер Бойес.

Пятеро британцев для полета на Марс

В Голландии для полета человека на Марс отобраны ровно 100 кандидатов, и сразу несколько газет написали о пятерых британцах, попавших в этот "короткий список". Отобранная сотня пройдет серию тестов, после чего из них выберут четырех человек - двух мужчин и двух женщин, - которые в итоге и полетят на Марс в 2024 году.

Газета Sun подробно представляет всех пятерых британских участников проекта Mars One ("Марс Один"): 24-летнюю студентку факультета астрофизики Мэгги Лью, 27-летнюю менеджера Клэр Уэдон, 21-летнего студента-физика Райана Макдоналда, студентку факультета астрономии 23-летнюю Ханну Эрншо и 35-летнюю лаборантку-технолога Элисон Ригби.

Бесстрашная пятерка готова рискнуть своими жизнями ради попытки найти новый дом человечеству на Красной планете, пишет газета.

А компания Endemol, в свое время придумавшая теле-шоу "Большой брат", планирует превратить процесс подготовки и отбора кандидатов в настоящее реалити-шоу.

Ради семимесячного полета на Марс его участникам придется следующие десять лет своей жизни провести перед телекамерами.

Но победителям этого шоу не позавидуешь - на Марсе их ждут жесточайшие условия жизни. Радиация, адский перепад температур, солнечные бури. Астронавтам придется самим производить себе пропитание и кислород и при этом существовать в условиях гравитации, составляющей всего одну треть от земной.

Как признаются организаторы, пока им удалось собрать лишь около 700 тыс. долларов на проект Mars One, тогда как он оценивается по меньшей мере в 5 миллиардов долларов. Впрочем, многие эксперты говорят, что для полета на Марс денег потребуется в 10 раз больше, да и в 10 лет организаторы вряд ли уложатся, подчеркивает Sun.

У кого новости лучше: у Би-би-си или "Аль-Джазиры"?

Газета Independent выступила с резкой критикой редакционной политики новостного канала Би-би-си в публикации под заголовком "Почему у Би-би-си так плохо с теленовостями?"

Обозреватель газеты Майкл Черч предъявляет корпорации серьезное обвинение: смесь монтажных приемов, осторожности и самодовольства разрушила ее способность и желание сообщать и анализировать новости хоть с какой-то тщательностью. По его словам, Би-би-си могло бы многому поучиться у своих конкурентов, таких как "Аль-Джазира", но для начала ей надо вспомнить, "где у нее яйца".

Правда, Черч оговаривается, что в случае срочных и важных событий у Би-би-си - а точнее говоря новостного канала BBC News - есть все ресурсы, чтобы "без труда заткнуть за пояс" всех соперников, - как, например, было в случае с событиями в Париже, последовавшими за кровавым нападением на редакцию журнала Charlie Hebdo.

Однако в остальном, по мнению обозревателя, новостной канал Би-би-си стал заложником собственного жесткого формата, когда из часа в час повторяются абсурдно раздутые по времени рубрики. Например, пять минут плясок вокруг погоды, которые могут даже залезть в основные новости, если где-нибудь в Йоркшире вдруг выпадет снежок. Или спортивная рубрика, в которой о трансферах, порванных связках и неудачливых тренерах говорится так, будто это вещи глобальной важности, а не иллюстрации глобального надувательства - чем большой спорт на самом деле является, иронизирует Майкл Черч.

Но самым большим недостатком BBC News, по мнению Independent, является его местечковость. Украине Би-би-си справедливо уделяет много места, своя доля достается и Сирии с Ираком, но кроме таких очевидных тем, по мнению Черча, другие страны почти не попадают в новости Би-би-си - если только они не касаются британцев или звезд Голливуда.

Недавнее блестящее интервью Джереми Боуэна с президентом Сирии Башаром Асадом - это, как говорит Майкл Черч, редкое исключение из этого правила. Такого должно быть много, а есть - только небольшая еженедельная программа "Наш мир", которой откровенно мало для событий в мире, которые так и просятся, чтобы о них рассказали.

За этой информацией зрители обращаются к англоязычному каналу "Аль-Джазира", хотя его особенности надо всегда иметь в виду, напоминает Черч. На канале запрещена критика монаршей семьи Катара, а также поддерживаемых ею политических и военных организаций, в том числе "Братьев-мусульман", запрещенных в Египте.

В остальном "Аль-Джазира", по мнению Independent, демонстрирует похвальное стремление показывать мир таким, какой он есть, с помощью новостей и документальных программ. Би-би-си следует стремиться вернуть свои позиции и помнить о своих обязательствах по отношению к британским зрителям, заключает газета.

Обзор подготовил Виктор Нехезин, bbcrussian.com