Би-би-си выиграла дело против российского канала RT

  • 21 сентября 2015
Жертвы войны в Сирии
Image caption Заявления касались программы Би-би-си News at Ten и эпизода программы Panorama под названием "Спасая детей Сирии" от августа 2013 года

Би-би-си выиграла дело против российского телеканала RT, который утверждал, что британская корпорация инсценировала один из репортажей из Сирии.

RT заявил, что Би-би-си "инсценировала" атаку с применением химического оружия, чтобы снять репортаж, и при помощи цифровых технологий изменила слова, сказанные одним из интервьюируемых.

Би-би-си обратилась с жалобой в британский медиарегулятор Ofcom, заявив, что "чрезвычайно серьезные" обвинения наносят удар по обязательствам, касающимся беспристрастности и точности, которыми руководствуется корпорация.

Ofcom вынес решение, что элементы программы "фактически вводили в заблуждение".

Регулятор также отметил, что Би-би-си стала предметом "несправедливого" отношения со стороны программы, поскольку не получила возможности ответить на обвинения до выхода программы в эфир.

Кроме того, Ofcom отметил, что в другом выпуске программы Truthseeker были "серьезно нарушены" принципы вещания.

Этот выпуск, называвшийся "Геноцид на востоке Украины", содержал утверждения о том, что власти Украины намеренно обстреливают гражданское население на востоке страны, убивают и пытают журналистов и совершают другие деяния, включая распятие младенцев.

Вооруженные силы Украины обвинялись в "этнических чистках" и сравнивались с нацистами во время Второй мировой войны.

Эта программа "почти или вовсе не была сбалансированной или объективной".

Единственным ответом на обвинения, высказанные в программе, был титр "Киев утверждает, что не осуществляет геноцид, и отрицает сообщения о жертвах", демонстрировавшийся на экране в течение шести секунд.

Ofcom отметил, что зрители ждали от программы рассмотрения непростых глобальных событий с российской точки зрения, но она нарушила правило, призванное обеспечить беспристрастность в освещении противоречивых политических тем.

Ofcom отметил, что компания TV-Novosti закрыла программу Truthseeker и удалила все ее выпуски со своего веб-сайта из-за жалоб.

"Вводящие в заблуждение"

Обвинения в адрес Би-би-си были высказаны в 13-минутном выпуске программы Truthseeker под названием "СМИ инсценировали химическую атаку в Сирии".

Передача, вышедшая в эфир в марте 2014 года, начиналась кадрами, на которых были видны раненые люди, лежащие на полу в помещении, под слова ведущего: "Британская вещательная корпорация обвиняется в инсценировке химической атаки".

Правообладатель иллюстрации Getty
Image caption Обе стороны сирийского конфликта обвиняли друг друга в применении химического оружия

Вскоре после этого диктор произносит: "Август 2013-го, лидеры НАТО не могут заручиться поддержкой общественности грядущих бомбардировок Сирии. Внезапно Би-би-си заявляет, что снимала сюжет в небольшой деревенской больнице, и чудовищное преступление, которое меняет весь ход событий, происходит прямо в момент съемки".

Далее в программе звучат обвинения, что Би-би-си изменила интервью с врачом, поменяв слово "напалм" на фразу "химическое оружие".

Авторы также утверждали, что результатом сюжета журналиста Би-би-си Иэна Паннелла стало "масштабное общественное расследование, которое пришло к чрезвычайно тревожным выводам".

Ofcom сообщил, что это общественное расследование на деле представляло собой три письма с жалобами в адрес Би-би-си от Роберта Стюарта, в которых он утверждал, что в нескольких новостных сюжетах из Сирии использовались фальшивые кадры.

По словам RT, жалобы Стюарта "остались без ответа" со стороны Би-би-си, однако корпорация сообщила представителям Ofcom, что его жалобы "были опровергнуты и отклонены с подробным объяснением причин" еще до выхода программы Truthseeker в эфир.

Отвечая Ofcom, компания TV Novosti, которая владеет и управляет RT, сообщила: "расследование господина Стюарта может быть справедливо названо масштабным", но признала, что "описание жалобы господина Стюарта могло быть вводящим в заблуждение".

Компания продолжает настаивать, что съемки Би-би-си "явно были инсценированы", добавляя, что "ущерб репутации и доброму имени Британской вещательной корпорации был нанесен ею самой".

Что касается точности репортажей Би-би-си, Ofcom заявил, что для регулятора "было бы невозможно и неправильно" пытаться доказать или опровергнуть обвинения в адрес Би-би-си. Отдел Би-би-си по работе с жалобами аудитории пришел к выводу, что не имеется никаких подтверждений обвинениям, высказанным Стюартом.

Вместо этого Ofcom заявил, что его роль состоит в принятии решения о том, могли ли какие бы то ни было элементы программы RT вводить в заблуждение.

"Шок и разочарование"

Ofcom заявил, что описание жалобы Стюарта как "масштабного общественного расследования" привело к тому, что "высказанные различные мнения стали восприниматься... как твердые выводы значительного и детального официального расследования".

Регулятор постановил: "Мы не считаем, что зрители могли ясно понять, что "масштабное общественное расследование" было жалобой частного лица в адрес Би-би-си, на которую Би-би-си дала детальный ответ, и что оно "было основано на нескольких статьях в интернете, выражавших частные мнения авторов".

RT предписано выпустить в эфир краткое изложение решения Ofcom о том, что одна из программ канала вводила зрителей в заблуждение.

В ответ на решение Ofcom Би-би-си заявила: "Мы удовлетворены тем, что Ofcom поддержал нашу жалобу и пришел к заключению, что программа RT о том, как Би-би-си освещает события в Сирии, была несправедливой по отношению к Би-би-си и представляла факты в неверном свете. Мы приветствуем это решение не только от лица Би-би-си, но и от имени жертв нападений, о которых мы сообщали, и храбрых медработников, пытавшихся спасти их жизни.

Это беспристрастное, бесстрашное, получившее признание в форме премий и наград освещение событий в Сирии корреспондентами Иэном Паннеллом и Дарреном Конуэем и членами их команд демонстрирует журналистские ценности, сделавшие нас одним из тех информационных вещателей, которым доверяют в мире".

В ответ на заключение Ofcom о том, что RT в четырех случаях нарушил предписанные регулятором принципы, главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян заявила, что шокирована и разочарована решением Ofcom.

Новости по теме